Сценарий на дожинки для приветствия официальная часть. Фольклорный праздник «Дожинки. Жнец – молодец


Фольклорный праздник «Дожинки» Задачи: 1. Познакомитьдетей с народными обычаями и традициями. 2. Прививатьбережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду хлеборобов. 3. Развиватьартистические способности детей. Ведущий: Добрый вечер.Дорогие гости! Приглашаем вас на праздник «Дожинки» А что это за праздник такой? Дожинки (дожин)- эторитуально-магические действия. Которые совершались в последний день жатвыхлебов. При завершении жатвы небольшую часть колосьев оставлялина поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода» связывали иподламывали, чтобы колосья соприкасались с землёй. Отдельным ритуалом было приготовление символическогоугощения. На расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногдахлеб привязывали к снопу. Завершался комплекс дожиточных обрядов праздничной трапезой. В дом вносили последнийсноп и подносили хозяину венок, сплетенный из колосьев. Основным обрядовымблюдом на дожинках была каша из овсяной муки с салом и маслом. Дожиточные обряды сопровождались заговорами, жатвеннымипеснями, хороводами, плясками, гаданиями. В конце дня звучала последняя песня: Дети под народную музыку входят в зал и поют: Дожали, дожали, спожинки дожали, Зерно гребли, каравай пекли, Гостей угощали, нивку поминали. Житушко расти-расти, Времечко лети-лети. Встают в большой полукруг: 1. Слава урожаю в закромах! 2. Слава караваю на столах! 3. Слава трудовым рукам! 4. Слава труженикам! 5. Вот он, хлебушко душистый С хрусткойкорочкой витой Вотон тёплый, золотистый, Словно солнцемналитой! 6. В нём здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло,берегло! 7. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, чтона столе, Люди долго иупорно Потрудились наземле. Ведущий Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Что жетакое хлеб? 1. Толькоснег сошёл в апреле, как поля зазвенели. 2. Мыговорим -хлеб! 3. Золотой простор бескрайний, там работаюткомбайны 4. Мыговорим –хлеб! 5. Вотзерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой. 6. Мыговорим –хлеб! 7. Тестокружится в квашне, запекается в огне. Все-Мы говорим-хлеб! Ведущий Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в головумысль о том, что это не просто самый распросранённый продукт, а одно извеличайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси кхлебу всегда относились с благоговением и сохранился обычай – дорогих гостейвстречать хлебом-солью. По русскому обычаю в последний день жатвы на Руси устраивалосьпиршество. На него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, данародными гуляньями. Эй, задорные девчушки Начинайте петь частушки, Начинайте веселей Чтоб порадовать гостей На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Хлебные частушки. Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра Очень весело проходят У нас с мамой вечера Хороши к обеду плюшки Хлеб,батоны и ватрушки. Всех накормит тёплый Хлеб Лучше вмире хлеба нет. Лучше нет ничего Чембаранка с чаем. Свежий хлеб - кормилец наш Что ещё ты к чаю дашь? Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра. Очень весело проходят У нас с мамой вечера. Хлебом-солью Всех встречаем,. Самовар на стол несём Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём. Меня дома берегут, Блины овсяные пекут, Рыбу жарят – окуньки, Чтоб любили пареньки. Нынче хлеб подорожал, Весь народ волнуется, Пояс туже завязал Старенький дедуленька. Нынче был не урожай По причине дождика, Станет хлебный каравай, «Подороже тортика» Мимо школьного буфета Я спокойно не хожу. Как услышу запах хлеба, Сразу руки мыть бегу. Входит пшеница, обходит круг, в руках держиткаравай Я пшеница золотая –в гости к вам пришла, И в подарок я веселья, всем вам принесла. Праздник хлеба встречаем Круглым пышным караваем, Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Под русскую музыку входят пары детей,кланяются пшенице и читают стихи Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не в праве: «Хлеб всему голова!»- В поле, в доме, в державе! Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золочёной Шёл ко мне издалека. Приглашаю в свой маленький, иногда смешной, иногда трогательный кинотеатрик всех, кто работает с детьми...и не только!

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Ансамбль "Истоки", рук. Коршкова С.Н.

«ДОЖИНКИ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОЖИНКИ»

Составитель Коршкова С.Н.

Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения . Возле стен стоят скамейки на которых сидят муж и жена. Одеты в русские народные костюмы.

Муж: Поглядика жена в окно как сегодня ласточки летают?

Жена подходит к окну.

Жена: Ой высоко летают, да и много то как! Славо Богу видно к хорошей погоде.

Муж: Славо Богу, а то одолели дожди, без передыху льют.

Жена: Так сама хозяин видела, как кошка лапу зализовала, а корова как пришла с выгона не пошла под навес спать. Подогнула ноги да растянулась по серед двора. А солнце в алой зоре садилось и туман не поднимался, а падал.

Муж: Это хорошо ты надумала на небо глядеть. Видно и нам вместе с ним думать надо.

Жена: Да как не думать то? Помочь надо, помочь надо, соседей просить. Самим то нам с полюшком не справиться. Ступай-ка сам. А я вот уберусь, похожу по соседям попрошу их сжать нам полюшко помочь.

Муж: Хорошо хозяюшка, так и решили, помощь соберем а за одно и дожинки сделаем.

Уходят. На сцене появляется рассказчица.

Рассказчица: На большой православный праздник, успение Богородицы, выпадает обряд завершения жатвы – дожинки. Заканчивается к средине лета жатва хлебов, от сюда и название. На исходе лета надо убрать все, что осталось не убранным в поле. Одному странно, а всем уже нет. Если же все за одного, то и один за всех. Это то что попросту, по-крестьянски называется круговой порукой. А в хлебном поле является бесплатной готовой помощью. «Помочью» как говаривали в старь. Вся помочь собирается на краю деревни. Помня и веруя, святому правилу, что рука руку моет, за то обе чисто живут. Сегодня я помогу тебе, завтра и мне не откажут. И сноп без перевези соломы, а с миром с товарищами и беда не убыток. Собирают помочь обыкновенно в праздничный день, когда у всех больше досуга. Идут на помочь со своими серпами и граблями. И идут как на праздник в лучших одеждах.

Выходят девки и парни с песней.

Девка1: Что ж люди добрые прежде чем приступить к работе, нужно молебен совершить.

Девка2:

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Во имя Отца и Сына и Святого духа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все: Господи благослови(3раза) Крестясь.

Девка3: Что бы спинка не болела почитаем наговоры.

Девка4: Как былинка гнется и не ломается так, что бы и у рабы Божий гнулась и не ломалась и не уставала. Во веки веков. Аминь. (2 девочки вертят солому)

Девка5: У Авдотьи рабы, пояснинка не боли, во веки веков. Аминь. (Вешают сено и солому на пояс)

Девка6: У Ирины рабы поясинка не боли, во веки веков. Аминь. (Тыльной стороной серпа гладит спину)

Девка7 : Стояла ты рожь бы крепка, так и спинка моя была крепка ни когда бы не болела. (Повязывает на руку сено)

Девка8 : Первый сноп, первый сноп! Кто на перед? (Начинают жать)

М: Порынья вам в дом, порынья вам в дом.

Рассказчица: Подхватила одна охапку колосьев, сколько ухватила левая рука и могла спрятать под мышку, правой рукой отрезала на себе серпом этот ворошок. Бережно положила его подле себя к ногам. И опять захватила и подобрала другой ворох колосьев. И опять их перерезала серпом. Приметнула глазами, показалась на глаз таких пучков четвертей на восемь в охапку. Стал, значит полный сноп. Надо его срезать, потрудиться над ним, поворочаться. Надо подпоясать его скрутом или перевяслом. Поставить его верх колосьями да опять собирать полный сноп.

Девка1 : Ох потрудились на славу, может отдохнем? Перекусим?

Садятся, достают продукты.

Девка2 : Не забыть нужно угостить Поливика с Полудницой.

Девка3: Да, а то бабушка рассказывала, забыли, как то угощение Полевику оставить, и увидали во ржи сердитого нищего, он им пальцем погрозил, а на следующий год не было урожая. Еще говорила бабушка, он очень внимательно смотрел за уборкой урожая. Если же хозяин плохо убрал урожай, оставил в поле колосья, на будущий год можно ждать недорода: заприметив много оставленных колосьев, Поливик собирает их и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, бережливо; поэтому там, где Поливик подобрал колосья, оказывается не урожай, а там куда перенес, бывает обильная жатва.

Парень1: А мне мамка сказывала, что Полудница может ни только, разозлиться если ей угощения не оставят, но и если приметит что кто то лениться. Иной раз увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс: мол кто кого перепляшет. Так и носятся по полям, по лугам до вечерней зори без устали. Девица уже обомрет, нога за ногу заплетается, а Полудница знай себе порхает как мотылек, да напевает песни дивные. Пока никому не удавалось переплясать ее, но если сыщется такая, одарит ее Полудница невиданно богатым приданным!

Муж с женой вынося угощение Поливику и Полуднице. Ставят в уголок со словами: «Угощайтесь Полевик с Полудницей»

Девка4: Что то засиделись мы! Давайте последний сноп вязать!

Все: Давайте!

Девка5: Жнем молча, что бы коровы не рыкали!

Рассказчица: Вот и последний сноп, пожелальный и заветный. Прозванный пред сотнями товарищей своих в поле почетным именем. На Севере России - обжинком на Юге – дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа.

Девка6: Жнивка, жнивка отдай мою силушку, тебе лежать а мне работать.

Девка7: Овсяня нивушка отдай мою силушку на всю зиму студеную.

Девка8: Девки бороду вьем! (Плетут косу из соломы, прижимают к земле камнем и кладут на камень хлеб)

Девка1: Господь Бог береги семена!

Девка2: Господь Бог благослови!

Девка3: Семена в земле оставляю, дай нам урожай на будущий год!

Рассказчица: Когда жатва закончена, брали последний сноп и уносили с собой. Ставили в хату под образами. И там сноп стоял до будущего года.

Уходят с песней и снопом.

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы - Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты - 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству - приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки - один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай - не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка - ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд - катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» - спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием - на приусадебном участке, в свободное от работы время…

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами - работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника - 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины - оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, - в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно - обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок - священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) - изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа - Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» . Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» .

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов - подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После - сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего - вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. ?

Слава Богам и Предкам нашим!

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо