Сценарий литературно музыкальной встречи осень рыжая подруга. Праздник «Осень – рыжая подружка» методическая разработка (2 класс) на тему. Конкурс « Модный приговор»


Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

СЦЕНАРИЙ

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

«Золотая осень»

(6 – 7 классы)

Вечер проводится в помещении, украшенном осенними листьями и цветами; на фортепиано свечи в подсвечниках; на экране репродукция картины «Золотая осень» И.И.Левитана. Участники и зрители сидят полукругом.

Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, на фоне музыки слова.

1 участник. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вяжущих рябин.

2 участник. « Вы, наверное, узнали «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского. Наше воображение рисует прекрасные картины осени. Как прелестны прозрачные дни, полные золотого света! В чистом голубом небе тает треугольник журавлей. И первый янтарный лист, слетевший с ещё зелёного клёна, и золотые прядки на листьях берёзы - всё это предвестники осени. В садах медленно умирают цветы. Даже море теряет свои краски, а синяя полоска лесов становится жёлтой».

(Песня «Журавлёнок» в исполнении квартета девочек).

3 участник. « В Древней Руси осенний месяц сентябрь был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем – проводами лета. Наши предки трижды встречали осень. 1-го сентября – первый праздник осени пли осенины. 8-го - вторые, а третьи осенины 14 сентября, когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла». Праздники длились 2 недели. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли, вязали, шили, шутили. Видимо, отсюда и пошло название этого периода «бабье лето».

Есть время природы особого света, Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

И в прелести спорит с самою весною.

4 участник. И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбких вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

(Евг. Баратынский)

(На экране репродукция картины В.Поленова «Золотая осень»).

    участник. «Чуден лес осенью! Ярко светлеет на солнце полянка. Художники целые дни проводят в лесу с мольбертами - на холстах возникают багровые гроздья рябины, позолоченные берёзки, клёны, охваченные рыжим пламенем, лесная тропинка, уходящая в сиреневую даль... Многих знаменитых художников вдохновляла осенняя пора. Близок каждому русскому человеку замечательный пейзаж Василия Поленова «Золотая осень». Поленов пронзительно ощущал природу, захлёбывался той большой радостью, которую она ему дарила. Глядя на картину, обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством золотой осени. И невольно вспоминаешь стихи Бунина».

    участник. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

7 участник. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

«Вот и прошло время, когда осень распоряжается на земле полновластной хозяйкой. Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился. По колено в листьях стоят деревья. Вдруг налетит ветер - закружит пёстрый смерч.

Этому месяцу римляне дали название OKTOBER. то есть «восьмой». Ведь в те далёкие времена с марта начинался новый год. По-русски это латинское слово звучит весьма торжественно и достойно, куда лучше, чем данная октябрю на Руси кличка «грязник».

8 участник исполняет на фортепиано пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на фоне музыки слова.

9 участник. Ещё осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой;

Ещё и солнце иногда

На небе светит, и порою

Летают низко над землёй

Унылых ласточек стада,

Но листья жёлтыми коврами

Шумят уж грустно под ногами,

Сыреет пёстрая земля;

Куда ни кинешь, взор пытливый

Встречает высохшие нивы

И обнажённые поля.

И долго ходишь в вечер длинный

Без цели в комнате пустынной...

Всё как-то пасмурно молчит;

Лишь бьётся маятник докучный,

Да ветер свищет однозвучно,

Да дождь под окнами стучит.

(Алексей Апухин)

10 участник. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

11 участник. Медленный танец с жёлтыми листьями в исполнении ученицы под вальс №3 Шопена.

12 участник. Суровой осени печален поздний вид.

Уныло спят безмолвные растенья.

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мёрзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

«Суровой осенью» называет этот месяц Николай Заболоцкий. И действительно, свинцовые длинные ливни уже стёрли яркие осенние краски. Сыплет белый снег на чёрную землю. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное - серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Всё как-то исподволь, шёпотом. Стороной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима - полуосень, полудень – полувечер».

13 участник. «Осени посвящали свои стихи Пушкин, Тютчев, Баратынский, Фет, Бунин, Есенин. Я хочу прочитать своё любимое
стихотворение Ф.Тютчева.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно - сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

14 участник. Ученица исполняет песню «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина.

15 участник. «Ни одно время года не вызывало в Пушкине такого
очарования, как осень. Много чудесных строк он посвятил этой
поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти.
Пушкин же само увядание природы изображает как могучее
проявление жизни.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Поэт не устаёт признаваться в любви милой его сердцу поре:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой...

Он чувствует в себе огромный подъём жизненных сил:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

Каждую осень поэт испытывает необыкновенное вдохновение.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут;

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

16 участник. «Осень была любимым и наиболее плодотворным временем в творческой жизни Пушкина. Но никогда он так много не создавал произведений, как в болдинскую осень 1830 года, когда поэт был вынужден провести все три осенних месяца в своём имении Болдино. Здесь он окончил роман в стихах «Евгений Онегин», написал 4 маленьких трагедии, « Сказку о попе и о работнике его Балде», «Повести Белкина», стихотворную повесть «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», около 30 стихотворений и большое количество литературно - критических статей и заметок».

Звучит фрагмент увертюры к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», на фоне музыки слова.

17 участник. Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

«Летят по ветру багряные, жёлто-зелёные листья. Шуршат под ногами, горят ярко-оранжевым цветом гроздья рябины и близок день последнего листа. А осень даёт нам наказ: «Грусть напрасна, потому что жизнь прекрасна, если ты любишь голубое небо с плывущими белыми облаками, и леса с птичьим щебетаньем, и поля пшеничные, и курлыканье журавлей, цветущую нашу землю и свою родину, где ты родился».

18 участник исполняет на аккордеоне «Осенние листья» (муз. Б.Мокроусова).

МБУ СОШ № 94

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

«Осень – рыжая подруга».

Цель: воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться. закрепить и расширить кругозор детей о времени года - «Осень».

Оформление: осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики.

Форма: викторина.

Ход мероприятия.

Звучит музыка – спокойная, немного грустная мелодия «Осеннего вальса». Постепенно она затихает. Выходит ведущий.

Ведущий.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… -

так когда-то выразил своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.

Ведущий

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.

Ведущий

А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием и яркостью рассыпанных по нему звезд.

Ведущий

За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, пусть вашему веселью не будет конца!

Мы начинаем наш традиционный осенний праздник.

. А теперь давайте дадим клятву участников осенней викторины.

1 ведущий. Веселиться от души!

Все. Клянёмся!

3 ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

4 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

А теперь мы начинаем конкурсную программу, но прежде давайте познакомимся с нашим уважаемым жюри!

1 конкурс. «Визитная карточка». Каждый класс называет свою команду и девиз.

2 конкурс. «Собери пословицу» . От команды приглашаем по 5 человек. За 1 минуту вы должны собрать пословицу об осени и объяснить её смысл.

Пока готовятся команды, на сцену приглашаются ребята 2 «А» с номером _______________________________________________

Выступление команд.

3 конкурс .

И снова наша викторина продолжается. У меня в руках шкатулка. В ней – Конверты с загадками и вопросами. Мы приглашаем учащихся, которые обладают широким кругозором, талантливых, умных. Итак, приглашаем для участия в конкурсе «Осенний блиц – опрос » от каждой команды по 5 человек. Команда должна ответить на все вопросы ведущего. За каждый верный ответ – 1 балл.

1 конверт

  1. Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
  2. По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые (тучи)
  3. День, когда идет дождь – какой? (Дождливый)
  4. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  5. Кто собирает яблоки спиной
  1. конверт
  1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
  2. Неизвестно, где живет.
    Налетит – деревья гнет.
    Засвистит – по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь
    (ветер)
  3. День, когда дует ветер – какой? (Ветреный)
  4. Перечислить перелетных птиц.
  5. У кого щека место мешка.
  1. конверт
  1. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)
  2. Всё мрачней лицом природа:
    Почернели огороды,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился? (
    октябрь )
  3. Погода, когда часто идут дожди – какая? (Дождливая)
  4. Почему осень золотая?
  1. конверт
  1. Сидят-зеленеют, летят – желтеют, падают – чернеют (листья)
  2. Пришла без красок и без кисти,
    А перекрасила все листья. (осень)
  3. Дождик, который идет осенью – какой? (Осенний)
  4. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  5. В каком лесу не падают осенью листья? (в хвойном)
  1. конверт
  1. Его весной и летом мы видим одетым,
    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки…
    (дерево)
  2. Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел? (
    сентябрь )
  3. Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? (Ветреная)
  4. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  5. Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

Ведущий

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Б» _______________________________________________________________________

4 конкурс. «Осенний коллаж»

Скажите, пожалуйста, а любите ли вы уют, тепло, комфорт? А дома у вас уютно? Вот и я предлагаю вам сделать уютным наш праздник. Для этого 5 человек от команды должны составить на листе бумаги композицию из осеннего материала. Они не только составят ее, но и расскажут, как она называется и из чего состоит. (Представители от классов защищают свою композицию.)

Игра с залом. Пока команды готовятся, мы отдохнём. Встаньте все. Вам надо определить, чего не бывает осенью. Если примета осенняя – вы хлопаете, если – нет, то топаете. Будьте внимательны!

  1. Набухают почки, распускаются листья
  2. Люди собирают урожай овощей и фруктов
  3. Звенит капель, бегут ручьи
  4. Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
  5. Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
  6. Дикие животные делают запасы на зиму
  7. Ярко светит солнце, поют птицы
  8. Птицы улетают в теплые края

Слушаем выступление команд.

Ведущий

5 конкурс. «Конкурс капитанов»

На сцену приглашаются капитаны.

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!

1б – за танец. 1б – за реакцию.

(Музыка песни «Гоп-гоп» Верки Сердючки)

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «В»

6 конкурс. «Литературный»

От каждой команды – один чтец.

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Г»

Осень сорвала листья с деревьев и разбросала их вокруг, а потом спохватилась. Решила написать нам задания, но ничего под рукой не нашла и написала их на листочках деревьев. Прежде чем выполнить каждое задание, нужно отгадать, на листочках каких деревьев оно написано.

7 конкурс. «Наряди деревья» приглашаем по 3 человека от команды. Ваша задача: вытянуть название дерева, которое вам надо нарядить. Найти своё дерево, из общей кучи листьев выбрать только свои и нарядить своё дерево! Время пошло!

8 конкурс – эстафета. Хочу загадать вам загадку.

Хоть в них и теплая водица,
Нам в них купаться не годится.
А для купанья поросят
Они годятся все подряд.

Загадка лужи – в ней самой! Опять зовёт нас за собой.

«Перепрыгни через лужи» в галошах и с раскрытым зонтиком.

Итоги: слово предоставляется жюри!

Рефлексия: слово предоставляется Людмиле Алексеевне

Ведущий.

Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Любите природу и помните, что у неё нет плохой погоды! До свидания, до новых встреч!