Театрализованный сценарий к 9 мая. Сценарий на день победы. за полчаса до весны. Киселевский городской округ


Ход театральной постановки:

Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

1 чтец. Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

2 чтец . Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,

(Хором):
Вам, опалённые войною, посвящается…

СЦЕНКА №1

(мальчики и девочка сидят за столом, обмениваются последними новостями)

1 мальчик: Сестру в Германию угнали. Спрятать мы её не успели.

2 мальчик: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать начала: «Это наш дом, понимаете, наш!» И офицер её так толкнул, что она упала и о печку ударилась, сознание потеряла.

Девочка: Мать в городе была, там пленных наших за колючей проволокой держат, голодных и изможденных.

3 мальчик: А я слышал, в городе радио заработало. Партизанское. Передача из Москвы. Немцы врут, что они уже победу одержали, а в Москве-то велосипедный праздник. А ещё говорят, что подпольщики мосты и дороги взрывают.

1 мальчик: Но мы-то, что мы можем сделать? У нас и оружия-то нет.

2 мальчик: Взрывать мосты, дороги! Да разве это сделаешь голыми руками?!

Девочка : С партизанами бы связаться. Да где их найдёшь! В Покровском о них и не слыхать. Лесов у нас нет, степь только.

3 мальчик: Я знаю, с чего надо начать. Давайте напишем листовки и расклеим их повсюду.

(Берут карандаши, вырывает из тетради листы, делит пополам,

ребята пишут, читая вслух.)

2 мальчик: Мы знаем, что врага можно на фронте убить прицелом только с одной стороны, а в тылу можно отовсюду.

1 мальчик: Так что давайте бороться хоть понемногу, чтобы как можно скорее разбить врага и освободить наших близких, насильно угнанных в Германию.

Девочка : Над ними издеваются, их морят голодом.

3 мальчик: Вставайте против врага! Смерть фашистам!..

Чтец 1. Ребята расклеивали листовки. Это много – в оккупированном городе знать, что страна не сдалась, а воюет, и победа близка.

Чтец 2. Многие мальчишки бежали на фронт, участвовали в боях. Их называли сыновьями полков. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

СЦЕНКА №2

(на сцене солдат и мальчик)

Ну, пастушок, кончено твоё дело. Погулял и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.

(Ваня долго ждал этой минуты. Он мечтал о ней всё время. Он предвкушал её. Но, когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. У него захватило дух.)

Это всё мне?

Безусловно

Не, скажите правду, дядя Биденко.

Правду говорю.

Честное батарейское?

Честное батарейское.

И честное разведчицкое?

Это само собой понятно. Я даже вместо тебя в ведомости расписался.

Ух, ты, сколько вещей!

Вещевое довольствие. Сколько положено, столько и есть. Ни больше, ни меньше.

Можно уже надевать обмундирование?

Ишь ты, какой скорый! Одеваться. Понравилось! Нет, брат, прежде мы с тобой в баньку сходим, затем патлы твои снимем, а уж потом и воина из тебя делать будем. Настоящего Сына полка! (замерли)

Чтец1. С начала войны для детей-сирот, юных патриотов, вставших в ряды защитников Отечества, были созданы специальные военные училища. С 1943 года курсантские школы, а затем суворовские и нахимовские училища.

(Сын полка выходит на передний план, читает стих МУЗЫКА «Вспомните, ребята»)

Сын полка: Было училище - форма на вырост,
Стрельбы с утра, строевая не зря…
Полугодичный ускоренный выпуск -
И на петлицах два кубаря…

В глотку не лезла горячая каша,
Полночь была как курок взведена:
"Мы разобьём их! Мы их осилим!
Мы им покажем!" - шептал лейтенант,
В тамбуре маясь на стенках гремящих,
Весь продуваемый сквозняком,
Он по дороге взрослел, этот мальчик:
Тонкая шея, уши торчком.

Только во сне, оккупировав полку,
Он забывал обо всём ненадолго.
И улыбался, и снилось ему
Что-то распахнутое, голубое…
Небо… А может морская волна?
"Танки!" и сразу истошное: "К бою!"
Так они встретились - Он и Война…

Сцена №3 ЗВУК метронома

1 чтец. Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких.

2 чтец. Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.

Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.

Девочка : Закончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, дощечки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила:

Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрём голодные.

(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).

1 мал. – Вместо супа бурда из столярного клея

Вместо чая заварка сосновой хвои

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

2 мал – Только сердце внезапно сожмется как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад

Сердце! Надо стучать если даже не можешь

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

3 мал . – Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость

Слышишь: город клянется, что враг не пройдет

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

Чтец №2.

Чтец: Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок,

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно, в танке заживо сгорел.

На четвёртом – ордена как щит,

Он в берлине в мае был убит.

А вот этот на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого на глазах слеза –

Сорок лет как вышибло глаза.

Горсть солдат ребятам протяну –

Не играйте, мальчики, в войну.

Звучит музыка, на сцене появляются ведущие, слова ведущих звучат на фоне музыки
1 ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.
2 ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается!
1 ведущий: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли…
2 ведущий: Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтобы воскресить перед вашим мысленным взором всё, что дорого и свято.
1 ведущий: Рассказать, чтобы воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет ваших душ, за мудрость и доброту.
2 ведущий: Мы расскажем сегодня о наших ровесниках, которым в 1941 году исполнилось семнадцать. О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады.
1 ведущий: Мы хотим увидеть, услышать, понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов. Месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег.
2 ведущий: Кто они? Какими они были? Мы хотим представить себе хотя бы некоторых из них, тех, кто дошёл до конца этой страшной дороги войны и тех, кто пал смертью храбрых в один из этих дней, на одном из её километров…
Потому что нельзя ценить и защищать мир, не зная, какой ценой он достался.
1 ведущий: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но мы хотим сегодня вместе с вами попытаться воссоздать для себя атмосферу тех дней, постараться представить, как это было!
2 ведущий: Более 20 млн. людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить!
И пусть наш рассказ будет обращён ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

1 ведущий:: Июнь …клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ведущий:
Та ночь была полна июньской прелести,
Для них она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Их озаряло это лето…
Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, танцуют вальс, музыку сделать тихо
Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.
Юноша 1: Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…
Девушка 2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?
Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу?
Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!
Юноша 2: А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?
Девушка 1: Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.
Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования
Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. 3 школа города Мамадыша, наш 10 «А»!
Девушка 1: Нас 35 человек: 17 девочек, 18 мальчиков.
Юноша 1: Мы молоды и счастливы…
Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…
Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…
Девушка 2: Я мечтаю стать учителем.
Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям.
Девушка 1: Я мечтаю о любви.
Юноша 2: И Я мечтаю… (подходит к девушке, молча отдает цветок, оба замирают)

1 ведущий: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
2 ведущий:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, надевают пилотки 1 ведущий:
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
2 ведущий:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, далёком году.
««Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд)
- Первый!
- Первый!
- Первый!
- Первый!
22 июня… День первый!
звучит фонограмма припева песни «До свидания мальчики», юноши уходят со сцены

1 ведущий:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
2 ведущий:
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
1 ведущий:
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Громко звучит второй куплет песни «До свидания девочки», девушки надевают пилотки,
2 ведущий:
Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагают по ней девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне.
Идут по войне девчата, похожие на парней.
1 ведущий:
Казалось, было лишь вчера:
И песни у костра,
И школьных вальсов вечера,
И встречи до утра.
2 ведущий:
И вот в свои семнадцать лет
Встают в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
1 ведущий:
Они уходили, за плечами
Оставив школьные пороги
И мать, застывшую в печали
На пыльной и пустой дороге.Сценка Гали и Венеры
2 ведущий: Шли солдаты на запад, по дорогам войны,
Выпадал среди залпов, может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали, тем, кто был так далек.1 ведущий: В редкие передышки между боями писали письма своим родным и близким, которые остались в тылу. Им ведь порой приходилось даже хуже, чем нам.Боец (радостно): Мне от мамы письмо из Ленинграда.
Все: Читай вслух.
Боец (читает): Здравствуй, сынок наш Ванечка! С большим приветом пишут тебе твои папа и мама, сестренка Таня. У нас все по-старому, папа работает на заводе, часто там и ночует, потому что троллейбусы и трамваи не ходят. На прошлой неделе совсем не было хлеба. Танюшка совсем ослабела, даже говорить сил не было. Папа вечером пошел искать хлеб. Его не было очень долго. Танюшка лежала и плакала, потом заснула. Отец пришел в 2 часа ночи, принес хлеба. Я не хотела будить Танюшу, но она сама проснулась, кинулась к отцу на шею и сказала: так боялась, что ты попал под бомбежку! Скорей бы уж кончилась война, и Ванюшка приехал домой!” Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.
Сынок! Будь сильным, честным, смелым. Бей фашистов крепче, и знай, что мы тебя любим и очень ждем! Твои папа, мама, сестренка...Мальчишки садятся на корточки в, поют песню «В землянке», кто-то пишет письмо, кто-то слушает, кто-то чистит автомат и т.п. под музыку читает письмо солдат.
Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла. О, как мы любим жизнь! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди
Звучит голос записанный на фонограмму «Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом». 2 Ведущий: Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел

Звучит песня Хотят ли русские войны

1 Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Более 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Было очень тяжело. Море горя, страданий. Но жизнь есть жизнь, и в перерывах между боями солдаты находили минуты для отдыха и веселья. На фронте, в короткие минуты передышки между боями любили бойцы послушать хорошую задушевную песню Песня - верная подруга и помощница солдата. Она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет на подвиг, учит любить Родину. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Информбюро, но сколько они сделали для победы нашего народа… В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена - все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен. Сколько было создано в годы войны песен о любви, верности, о разлуке! Они пелись бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.Песня «Смуглянка» 2 Ведущий: Песни военных лет? Иной раз задумываешься: за что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти на долгие годы, берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, запоминаемость и мелодичность. Для тех, кто прошёл и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далёкой поры. Стоит раздаться одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщинки на лицах людей и наполняются глубоким раздумьем глаза-Песни военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымлённым дорогам войны до победного её окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить и голод и холод, во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили! Прошли годы, страна давно залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их… прекрасных и незабываемых. И у каждой своя история, своя судьба.
Песня медсестры

1 ведущий: Цветы, берёзки, скорбная стена,
Где перечислены в порядке строгом
Выпускников ушедших имена.
А вот на пожелтевших фотографиях
Знакомые до боли имена…
Ах, сколько жизней молодых и сильных
Перемолола чёрная война.Война… Мы знаем о ней понаслышке:
по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов.
Мы знаем, что она еще где-то есть.

2 ведущий: Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой!
Человек убивает человека.
Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается.
Ради чего? По какому праву?
Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред зловещим словом Война.Последние залпы Великой Отечественной войны были 68 лет назад. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы.Афганистан. Таджикистан. Чечня.Чем виноваты эти безусые ребята, которым никогда уже не будет ни 30, ни 40, ни 50….1 Ведущий: Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с вами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки.Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.

Ученик 5: Что теперь будем делать? Как жить?
Ученик 6: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
Ученик 7: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
Ученик 5: Так уж сразу и полка!
Ученик 7: Ну может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
Ученик 8: А я буду сержантом, как мой отец.
Ученик 6: А на каком он фронте?
Ученик 8: Погиб под Смоленском.
Презентация пионеров-героев 2 Ведущий: В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными. Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине.... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин, становились на военных кораблях Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель,- трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
1 Ведущий: Пионеры-герои - советские , совершившие в годы становления , , . Официальный список «пионеров-героев» был оформлен в с составлением ; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены и : были удостоены - , , ; - , , , ; 1-й степени - , , ; - , , , , . Сотни пионеров были награждены медалью , свыше 15 000 - медалью , свыше 20 000 медалью . Четверо пионеров-героев были удостоены звания : , , , . Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами.

2 Ведущий: Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!1 Ведущий: Трудным был путь к победе. Не хотели фашисты с нашей земли уходить. Вырыли окопы, спрятались в них. Из толстых бревен крыши сделали, тяжелыми камнями дороги перегородили, и все вокруг окутали колючей проволокой. Навезли пушек, наставили пулеметов. Хотели наш народ сломить, завоевать, чтобы наши люди не могли свободно жить, работать... Но наш народ несокрушимой стеной встал на пути у врага. Четыре долгих года шла война. Много наших людей полегло в боях за Родину.

2 Ведущий: И мы победили! Война завершилась теплой весной 1945 г. Наша армия гнала фашистов до самого Берлина. Солдаты возвращались домой...Голос Левитана; песня «День Победы» (презентация)Исполняется стихотворение «Память» Снова распускаются цветы,В майский день так хочется поверить,Что красивые и светлые мечтыСловно солнца свет ворвутся в двери.Опустившись в мягкую травуВспомни тех, кого уже нет с нами,Но они в душе твоей живут,Согревая вечным словом «память»!Это было много лет назад,Но земля хранит безумство боя,Помнит взрывы танковых гранат,Помнит тех, кто умирали стоя!Небеса давно уже чисты,Жизнь идет, и солнце так же светит,Но кладут на парапет цветыС трепетом и со смущеньем дети.И мы с ними будем наравне,Потому что много не видали,Ведь не мы погибли на войне,Ради Жизни жизнь свою отдали!Хоть на миг оставьте все дела,Вспомните, и мир светлее станет!Время все стирает, но должнаВ наших душах оставаться память!
Монолог матери у вечного огня
Сынок, может быть ты похоронен здесь? А может здесь лежит сын другой матери? Всё равно! Ты зови меня своей матерью..
Я всё вспоминаю то утро, когда мы стояли у военкомата. Я глядела на твоё родное лицо и никак не могла привыкнуть к зелёной гимнастёрке, пилотке и к этой улыбке на твоём вдруг повзрослевшем лице.
Сколько лет прошло? Сколько вёсен отшумело, а я всё помню. Помню, как ты на прощание прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо: «Не думай о плохом, мамочка, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…Я вернусь мама, ты только жди…Не вернулся». (остаётся у монумента)

На последних аккордах музыки на сцене появляются ведущие 1 Ведущий: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.
2 Ведущий:
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
1 Ведущий:
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
2 Ведущий:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Звучит метроном, идёт минута молчания ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ прошел и наш родной край. Мужчины уходили на фронт... Шли на войну и девушки-добровольцы. В тылу оставались старики, женщины, подростки, дети. Отцы уходили на фронт... На их место за штурвалы комбайнов и рычаги тракторов садились сыновья и дочери. За двоих-троих работали на полях и фермах их жены, да и старики не остались в стороне. Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше - ленинградские средние школы. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируются женские бригады. Неизменным победителем социалистического соревнования среди полеводческих коллективов в течение всех военных лет выходила комсомольско-молодежная бригада Александры Гурьяновой из совхоза «Агробаза». Бригадир служила примером во всем для своих юных подруг, работала за троих, постоянно выполняя производственную норму на 300 и более процентов. Для работы в поле не хватало тракторов и комбайнов. Никаких запасных частей к ним не поступало. Поэтому землю приходилось обрабатывать не только с помощью лошадей (лучшие из которых были отправлены на фронт), но и коров. Сеяли вручную, жали серпом. Труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту - в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находился в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая от своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тысяч рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тысяч и денежно-вещевой лотереи - на 270 тысяч рублей. К каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше трех миллионов рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюке-рыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по сто тысяч рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухаметшин, Шакур Танеев из деревни Хасаншино и Верхние Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по пяти тысяч рублей каждый. В конце мая 1943 года на опушке леса у станции Старый Оскол делегация трудящихся Татарской АССР, возглавляемая секретарем обкома ВКП(б) С. Ш. Гафаровым передала 200 боевых машин 10-му танковому корпусу. Среди тех, кто в этот день получил боевую машину, был и старший сержант Кузьма Васильевич Корноухов из деревни Грахань Мамадышского района. Своим землякам он писал: «...Ваша техника попала в надежные руки. Заверяю своих земляков, что там, где пройдут танки «Колхозник Татарии», не будет места фашистскому гаду». В том же грозном 1943 году на средства тружеников района были построены самолеты для авиационного звена «Мамадышский колхозник», собравшим 2 миллиона (фактически было собрано 2228 тысяч рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов. Самолеты для авиазвена «Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова. По воспоминаниям А. В. Комарова, уроженца деревни Средние Пинячи Заинского района Татарии, работавшего в сборочном цехе этого завода мастером, в сборке самолетов принимали участие мошодые выпускники ФЗО, мобилизованные из сел Мамадышского района. Для звена «Мамадышский колхозник» были выбраны пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые, как и все другие, приобретенные на средства трудящихся Татарии, поступили на вооружение 202-й бомбардировочной авиадивизии имени Верховного Совета ТАССР. 22 мая 1943 года этой дивизии было вручено шефское знамя Татарии. Под этим знаменем самолеты Пе-2 с надписью «Совет Татарстаны» на фюзеляжах бомбили врага на Курской дуге, подготавливали переправу через Днепр, Вислу, Одер и Эльбу. Они бомбили Берлин... Мальчишки предвоенных и военных лет... Как быстро они взрослели! Как спешили попасть на фронт! Некоторые убегали из дома, не подозревая, сколько седин они прибавляли матерям своими патриотическими порывами. Конечно же, дело подготовки молодежи к защите Родины не было пущено на самотек и не основывалось лишь на патриотических порывах. В годину тяжких испытаний комсомол оправдал свое назначение. Районный комитет ВЛКСМ совместно с райвоенкоматом проводил большую работу по организации всеобщего военного обучения подрастающего поколения. Об этом рассказывают страницы районной газеты «Голос колхозника». 3 апреля 1942 года секретарь райкома ВЛКСМ Гизатуллина телеграфировала в Казань: «Подбор девушек-связисток закончен 20 марта. 21 мая районная газета сообщала: «Комсомольско-молодежное подразделение Осоавиахима города начало подготовку девушек-стрелков по 110-часовой программе всевобуча. Командир Сафин умело и четко организует бойцов, передавая им знания, приобретенные на полях сражений. Бойцы 3 отделения Шагалова и Ильясова отлично овладели стрелковым оружием и гранатой...» Еще 8 декабря 1941 года Татарский обком комсомола обсудил вопрос о формировании резервных комсомольско-молодежных лыжных отрядов. К началу 1943 года такой отряд в Мамадышском районе уже был. Славные боевые традиции первых лыжных отрядов времен гражданской войны были продолжены. 30 января 1943 года бюро Мамадышского райкома ВЛКСМ (которое, кстати, целиком состояло из девушек), специально обсудив вопрос о ходе подготовки лыжников, с удовлетворением отметило, что задание обкома комсомола перевыполнено: вместо 350 лыжников и 10 инструкторов в районе подготовлено 420 лыжников и 25 инструкторов. В годы войны в Мамадыше занимались и подготовкой шоферов. 5 января 1943 года районная газета писала: «Свыше 350 шоферов-водителей подготовила Мамадышская автошкола. Более половины выпускников пополнили ряды героической Красной Армии, среди них много девушек-шоферов...» Весной 1943 года после окончания автошколы ушли на фронт восемнадцатилетние девушки-комсомолки Валентина Голякова, Александра Мартынова, Анастасия Потеряхина, Анна Овчинина, Анна Смирнова, Мария Фролова. В автотранспортном батальоне 1-го Украинского фронта они форсировали Днепр, Вислу и Одер. Прискорбно, что одна из них не дождалась светлого праздника Победы. Жизнь девятнадцатилетней Маши Фроловой оборвалась на дорогах Польши, недалеко от станции Труст... Получив начальную военную подготовку, добровольцами ушли на фронт учащиеся из 9-го класса Мамадышской средней школы комсомольцы Анатолий Лукоянов, Владимир Мазилов, Виталий Петров, Клава Анкудинова, Маша Антипина, Масхут Мавлеев, Александр Ныров. Никто из них после войны так и не вернулся в Мамадыш. В музее города есть фотография, с которой смотрит миловидная девушка в шинели и шапке-ушанке с открытой улыбкой на лице. Это Клава Анкудинова. На оборотной стороне снимка ее рукой написано «Не забывайте, помните сероглазую певунью. Все она также радостна и жива. На долгую память маме и милой сестренке Тамусеньке в дни Великой Отечественной войны. С пламенным боевым приветом Ваша Клавдия. Март. 1943 год». Связист, гвардии рядовой Клавдия Михайловна Анкудинова погибла в бою за освобождение Бреста. Ей было всего восемнадцать лет и она так хотела дожить до победы... На фронтах Великой Отечественной войны мамадышцы-комсомольцы совершали подвиги, слава о которых останется на века. Героем войны стал комсомолец из Таканыша Нух Идрисович Идрисов, повторивший подвиг Александра Матросова. Призвали в армию и уроженца деревни Малые Кирмени Гафията Нигматуллина. Перед службой он работал в совхозе «Пятилетка», вступил в комсомол. Гафият считался уже бывалым солдатом, ибо до 1939 года отслужил действительную. А из Албаева в 1942 году был призван на фронт один из мальчишек Иван Максимов. Возвращался Иван Максимов на родину со множеством правительственных наград. Орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, целый ряд медалей и Золотая Звезда Героя украшали его грудь. Славного сына вырастила мамадышская комсомолия! В Албае родился и вырос еще один Герой Советского Союза-Михаил Кириллович Москвин. На фронте Москвин с сентября 1942 года. Командуя взводом в механизированной бригаде, сражался он на Калининском фронте, участвовал в освобождении городов Великие Луки, Ново-Сокольники и уже тогда был награжден орденом Красной Звезды. Погодок, земляк и тезка Москвина - Михаил Андреевич Просвирнин был родом из Соколок. Военные судьбы их схожи. Просвирник тоже удостоился высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра и тоже служил в механизированных частях. Редкое совпадение! Но, если вдуматься - ничего удивительного в этом нет: ведь росли-то они на одной земле, пили воду из родников одного семейства! А военная «работа» у Просвирника была опасной - он был сапером. Долгожданная Победа... Сколько было ликований, ожиданий, счастья в связи с этим днем! И сколько слез... Каждый четвертый мамадышец, мобилизованный на фронт, так и остался навеки на полях сражений. Их могилы разбросаны от Волги до Берлина. Место захоронений многих из них и теперь еще не известны. Но уже давно выросли сыновья и дочери погибших, и растят они уже своих сыновей и дочерей. И живут, значит, наши герои не только в памяти людской, но в молодой поросли. Каждую весну, когда приходит День Победы, как поется в песне, «этот праздник с сединою на висках» и «со слезами на глазах», мы еще и еще раз вспоминаем и отдаем почести всем, кто отстоял жизнь на земле и принес нам светлый и радостный день. Каждую весну у обелисков, в садах и на площадях встречаются те, кто прошел через военные невзгоды, вернулся домой с Победой, и снова и снова начинаются воспоминания, горестные и счастливые...
Громко звучит музыка, затем музыку сделать тише, на фоне музыки идёт текст ведущих
Ведущий 1:
У нас в гостях сегодня ветераны –
Подтянуты, торжественны, стройны.
Они свои и наши жизни защищали
Четыре года страшной той войны.
Ведущий 2:
Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.
Ведущий 1:
За то, что вы отважно воевали,
За то, что через тысячу прошли смертей,
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей.
Ведущий 2: Сегодня все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам! Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!
Ведущий 1:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!
Музыка звучит громко, зрители аплодируют
Ведущий 2: Слово предоставляется. ветеранам...
Для ветеранов исполняется «Майский вальс » .
1-ый учащийся:
Почему так радостно сегодня?
Зеленеют ивы и каштаны?
Алые знамена город поднял - день пришел -
Победы день желанный!
2-ой учащийся:
А майский гром - гром ликованья,
И встречи вместо расставанья,
Победа, Май - неразделимы,
Весна и жизнь - непобедимы!
3-ий учащийся:
Как хорошо, что Вам опять
Победный Майский день встречать!
От молодого поколения
Спасибо за освобождение!
4-ый учащийся: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!
Мы – поколение, которое называет себя будущим!
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Песня «Салют Победы»

Сценарий театрализованного концерта- праздника, посвящённого Великой Победе «Письма с фронта»

Сцена украшена большими треугольниками солдатских писем.

Действующие лица (в одежде военных лет)

Мать, отец, старшая дочь, жених дочери.

Младшая дочь, её подруга.

Сын, друг сына.

Ведущий: Дорогие ветераны! Мы рады приветствовать вас на праздничном концерте. 9 мая исполняется 71 год со дня Великой Победы. Победы, что досталась нам огромной ценой и оттого – такой дорогой и величественной.

Для поздравления с праздником Великой Победы предоставляется директору школы.

Поздравление директора

Звучит музыкальная заставка, на сцене появляются актёры.

С удочками и ведром прошли на рыбалку мальчики, появляется пара

Аня: Ой, как хорошо сегодня!

Коля: Ань, пойдём сегодня на танцы вечером?

Аня: На танцы? С тобой? Ну конечно пойду!

Коля: Хорошо. А я всё позвать боялся…

Аня: Я тоже боялась… но теперь у нас ещё столько танцев впереди!

Коля: Конечно, ведь впереди – целая жизнь.

Аня: Смотри, Лёшка рыбачит, пойдём к ним.

Артисты. Толпа народу (те, кто танцуют вальс), все хлопают, улыбаются. Среди них наши знакомые ребята – Аня и Коля.

Голос: В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Аня: Ой, как хочется танцевать!

Коля: Тогда приглашаю.

Коля приглашает на танец

(выходят танцующие пары)

Песня «Лёгкий школьный вальс»

Коля: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

Слышится звук разрыва бомбы
Голос Левитана. Включается запись «Работают все радиостанции Советского союза…» - объявление о войне.

Мальчики надевают гимнастёрки, пилотки.

Звучит песня "Священная война" (первые строки)

Мама обнимает отца, плачет. Он подходит к Лане, обнимает её

Отец Ани: Пока, дочка. Даст Бог – свидимся

Аня тоже плачет. Отца забирают на фронт.

Сестрёнка Ани: Мама, мам. А куда забрали папу:

Мать Ани: На войну, милая. Прижимает ребёнка к себе.

Сестрёнка: Мама, а что такое война?

Мать: Война… Война – это когда одни люди нападают на других, (голос садится), война – это страх и боль… (Плачет)

Аня: Война – это самое страшное, что может случиться с людьми.

Аня: бросается к Коле. Коля!!!

Коля: Анечка, Анюта. Ну, не плачь. Всё хорошо будет, ты только верь и жди!

Мальчики уходят, все остальные их провожают.

Сын: Отец, я с вами (бросается)

Отец: Придёт и твоё время.

Аня: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На дорога едва помаячили,
И ушли, за солдатом - солдат...
Мать: До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Песня «Вечер на рейде»

Уже в первый день немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолетов. В первые три недели войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км вглубь советской территории.

Вбегает Лана: Мамочка письмо от папы. (читают)

Мать и Аня: "Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача - очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины - жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Береги детей. Целую, твой Георгий".

Лана: Мама, мы ведь победим?

Мать : Конечно, дочка! Победим и ещё потанцуем"

Танец «Летка-енька»

Лана и подруга заходят на цыпочках с письмом.

Лана: Только тише, мама и Аня спят. Они работают всю ночь в тылу, складывают патроны в ящики,… устают очень.

Подружка: Хорошо. А что там у тебя?

Сестрёнка: Это Ане письмо пришло от Коли.

Подружка: Ждёт?

Сестрёнка: Ждёт.

Подружка: Давай откроем? Ну, пожалуйста!

Сестрёнка: Давай. (Открывает)

«Дорогая моя, Анечка. Тяжело. Тяжело видеть поле боя, тяжело воевать, но каждый здесь понимает – надо. За отечество, за будущее, за родных и близких – надо. Каждый день новый бой.

Как ты там как сестра с братом, мама? Пиши чаще, хочется получать весточку от тебя каждый день. Знать, что с тобой всё хорошо. Жди меня».

Детский хор исполняет песню «Катюша».

Голос с фронта: Через два месяца после начала войны, в августе 1941 г., немцы начали мощное наступление на Ленинград. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И не важно: взрослый ты или ребенок – война касается всех!

Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград.

8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада.

Песня «Белые панамки»

Сын: Аня, Лана! Письмо! От папы! Наконец-то!

Читает мама

«Здравствуйте! Очень давно не писал. Теперь могу. Пишу. Сегодня после боя было много раненых. Мы так все смертельно устали. Мы все в одной связке, не важно кто ты, откуда ты, главное вперёд, за Родину!

Танец «Журавли»

Сидят – сын с друзьями.

Друг: А у меня папа в танковых войсках служит! Вчера письмо пришло. Говорит – страшно. А я раньше думал, что взрослые ничего не боятся.

Сын: Они, наверное, тоже до начала войны думали, что напугать их сложно, и они ничего не боятся. И те, кто переживут всё это – никогда не смогут смотреть на мир также, как это было до войны.

Друг: я тоже стану танкистом, уже скоро.

Сын: И я с тобой, к папе, на помощь!

Ансамбль мальчиков «Три танкиста»

О потерях.

Голос: 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Четыре далеких года. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад…Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит!

В ходе Вов советскими вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромами вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. Погиб каждый 8- й. Их, погибших, более 27 млн. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.
27 млн. ушли в бессмертие, чтобы жили мы.

Голос: Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Пожалуйста, встаньте. Минута молчания.

Звучит метроном, идёт минута молчания.
Голос: Фронт проходил всюду – и на передовой, и в далёком тылу. Воевали все: мужчины и женщины, дети и старики. Великая тяжесть легла на хрупкие плечи женщин и детей. С годами мы всё больше и больше постигаем их бессмертный подвиг на войне. Их величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Песня «Прадедушка»

Сообщение Левитана о капитуляции Германии.

Все герои на сцене, радость, обнимаются.

Аня: Я скоро увижу Колю, он дошёл до самого Берлина.

Дети: Папа, папочка, возвращайся скорее.

Шум поездов, толпа народу стоит на вокзале. Под музыку День Победы заходят бойцы.

Лана бросается на шею к отцу. Все дружно обнимаются.

Выходит Коля. Катя бросается ему на шею. Все счастливы.

Некоторые девушки не дождались бойцов.

Песня «Майский Вальс»

Приглашаем ветеранов, танцуем сами.

Все остаются на сцене.

Коля: На наших знаменах
Начертано слово:
Победа!
Победа!
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
Миша: Пусть же проходят за годами годы,
Ветеранов не забудет страна.
Свято и радостно память народов
Ваши хранит имена.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою.
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою.

Аня: Поклонимся великим тем годам
Тем самым командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Отец: Одна лишь просьба есть у нас:
"Потомки, память сохраните!"
Мы жизни отдали за вас,
а вы Россию берегите!

Лана: Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы!

Веня: Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.

Сын: Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Финальная песня «Спасибо, деды»

Танец «Мы за мир»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ К 9 МАЯ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Женщина 1

Женщина 2

Старшина

Она - Татьяна Александровна

Он - Сергей Коновалов

КАРТИНА 1.

Женщина 1. Наливай-ка еще себе, вот-вот, я свеженький заварила, с мятой, мой фирменный…

Женщина 2. Ну давай еще по кружечке. Ох, и давно мы уже с тобой, Лидочка, не сидели, не разговаривали. Все некогда. Дела… дела… А жизнь проходит… Вон мой Петька уже институт заканчивает, а кажется вчера еще с ним няньчилась. Помнишь, как он кашу не любил, до жути не любил… А помнишь, ветрянку с садика притащил, весь в зеленке ходил, а мы, как на беду в цирк билеты купили, ох, и слез-то было.

Женщина 1 . Помню, конечно, как же! Такое забудешь! У меня у самой вон Олежек уже жених! Глазам не верю!

Внук. Ну, бабуль… перестань…

Женщина 2. А время уже сколько? Ой, включай скорее телевизор, там уже новости вечерние начались, я никогда не пропускаю…

Женщина 2 берет пульт, включает экран, свет на сцене гаснет, на экране репортаж программы «Вести» о нападении на ветерана. Женщины смотрят, выражения лиц становятся серьезнее.

Включается свет.

Женщина 1. О Господи, как можно, как можно…

Женщина 2. Ничего для них святого нет.

Женщина 1. Нет, это ужасно, как же так, как же так, ведь если бы не эти старики, что с нами-то было бы!

Женщина 2. Больно смотреть, не знают они, какую цену эти старики отдали за победу, ведь это не просто ордена, это боль человеческая, это слезы и смерть…

Женщина 1. Моя бабушка не любила о наградах говорить, все молчала больше. Черезжизнь вспоминала,осторожно открывала мне свой мир, щадила:"Мне жаль, деточка, что я там была... Что я это видела... После войны вышла замуж.Спряталась за мужа. Сама спряталась. И мама просила: "Молчи! Молчи!! Непризнавайся". Я выполнила свой долг перед Родиной, но мне печально, что ятам была. Что я это знаю... А ты - совсем девочка. Тебя мне жалко...". Знаешь, имя, я часто вижу, как она сидела и прислушивалась к себе. К звуку своей души. Сверяла его со словами.

Женщины замирают. Гаснет свет.

Чтение стихотворения (за сценой)

Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
В наше время вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!

1 дев: Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! -
Бусы и ленты, рука в руке!
1 юн: Бал выпускной закружил нас с тобою
Вот и заря в проеме окна!
1 дев : Нет, не заря, это зарево боя!
2 дев: Это июнь - двадцать второе,
Год сорок первый - война.
Звуки взрывов, топота ног, яркие вспышки света
3 дев: Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
Вмес: Трубы трубят! Трубы трубят!
3 дев: Нам показалось, что танцы все это.
А это - трубы сзывают ребят.
2 юн: Мы все до сих пор
Назывались - ребята
Так где ж это слово? -
Прощаемся с ним!
Ребятам - повестки из военкомата
А девушкам надо решать самим!

Песня 1.

Старшина (лежит на кровати, рассуждает): На западе - окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбят канал и Мурманскую дорогу; на севере идет ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжают упорную борьбу блокированный Ленинград. (Пауза) А здесь… Курорт... От тишины и безделья солдаты млеют, как в парной, а еще молодухии вдовушки свое дело делают, да и самогон добывают чуть ли не из комариного писка... Когда непьющих пришлют? Не пьющих надо… Непьющих…

Заходит хозяйка:

Хозяйка: (ехидно) Зенитчики прибыли, Федот Евграфыч.

Старшина: С командиром прибыли?

Хозяйка: Не похоже, Федот Евграфыч.

Старшина: Слава богу! Власть делить — это хуже нету.

Хозяйка: (загадочно) Погодите радоваться,—

Старшина: Радоваться после войны будем.

Старшина выходит, перед ним стоят женщины-военные. Старшина оторопел, снял фуражку, почесал затылок.

Старшая девушка: Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Старшина: — Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…

Песня 2.

Женщины-военные сидят около костра, разговаривают.

Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!
Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников…
Женя: (дурачась) Представляю - певица Четвертачок! (целует Галю).
Галя: Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал, и все из-за маленького роста.
Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!
Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.
Женя : Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». Я и на лошади скакала, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку… А сколько я крутила романов с затянутыми в рюмочку лейтинантиками!
Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.
Рита: Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер - встречу с героями - пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться… А потом… Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира-пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!
Соня: До чего же мне хочется жить
Умирать мне, друзья, неохота
Только б жить и страдать, и любить
Снова тратить бы годы без счета

Галя: Только б жить, и любить, и гореть
А уж жизни осталось немного
Для чего ж нам пришлось одолеть
Эту трудную нашу дорогу

Женя: Жизнь, как камень, тяжелый несли
По военной тропе за плечами
И как к краю земли подошли
Не заметили как-то и сами.

Песня 3 .

КАРТИНА 4. Наше время. Стол, накрытый скатертью, чайник, кружки. Две женщины пьют чай, разговаривают. Внук сидит в стороне за книгой (ноутбуком).

Женщина 1. Да-а, тяжело это все, говорить тяжело, фильмы смотреть по телевизору…

Женщина 2. Как подумаю, что наши отцы, деды две жизни прожили - военную и … Мурашки по коже…

Женщина 1 . Кто прожил, а кто и нет…

Внук. Бабуль, ну что вы загрустили-то. Так хорошо сидели. А помнишь, ты рассказывала, про деда твоего, мне так нравится эта история, может расскажешь-а?

Женщина 1. (улыбаясь). Ну, про это и не грех рассказать.

КАРТИНА 5 . Отрывок из Теркина Про гармонь или обед на перевале).

КАРТИНА 6. Наше время. Женщина 1 звонит по телефону своей подруге.

Женщина 1. Имя,здравствуй-здравствуй, моя дорогая. Я что тебе звоню. Слыхала, а ведь поймали тех бандитов, ну тех, про которых мы тогда у меня смотрели. Накажут-накажут теперь. Да что там говорить. Больно, больно, что все так в наше время. Нет места памяти. Нет. Да, да, ты права. Как же наши дети-то? Внуки-то как? Будет ли добро в их жизни? Ну, ладно-ладно, отдыхай, родная. (Кладет трубку). Поймали все-таки. Поймали. Но сделанное можно ли изменить?

На сцене мужчина и женщина в военной форме. Сидят на полу сцены. Фон - летний луг.

Она: "Мы были счастливые...

Перешли границу " родина освобождена. Наша земля... Я не узнаваласолдат, это были другие люди. Все улыбались. Надели чистые рубахи. Откуда-тоцветы в руках, таких счастливых людей я не знала. Раньше не видела. Ядумала, что когда мы войдем в Германию, то у меня пощады не будет, ни к комупощады не будет. Столько ненависти скопилось в груди! Обиды! Почему я должнапожалеть его ребенка? Почему я должна пожалеть его мать? Почему я должна неразрушить его дом? Он не жалел... Он убивал... Жег... А я? Я... Я... Я...Почему? Поче-му-у? Хотелось увидеть их жен, их матерей, родивших такихсыновей. Как они будут смотреть нам в глаза? Я хотела посмотреть им вглаза...

Я думала: что же будет со мной? С нашими солдатами? Мы все помним...Как мы это выдержим? Какие нужны силы, чтобы это выдержать? Пришли вкакой-то поселок, дети бегают - голодные, несчастные. Боятся нас...Прячутся... Я, которая клялась, что их всех ненавижу... Я собирала у своихсолдат все, что у них есть, что оставалось от пайка, любой кусочек сахара, иотдавала немецким детям. Разумеется, я не забыла... Я все помнила... Носмотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла. Ранним утром ужестояла очередь немецких детей около наших кухонь, давали первое и второе. Укаждого ребенка через плечо перекинута сумка для хлеба, на поясе бидончикдля супа и что-нибудь для второго - каши, гороха. Мы их кормили, лечили.Даже гладили... Я первый раз погладила... Испугалась... Я... Я! Глажунемецкого ребенка... У меня пересохло во рту от волнения. Но скоро привыкла.И они привыкли..."

Он: "Родная земля освобождена... Умирать стало совсем невыносимо, хоронитьстало совсем невыносимо. Умирали за чужую землю, хоронили в чужой земле. Намобъясняли, что врага надо добить. Враг еще опасен... Все понимали... Аумирать так жалко... Уже никому не хочется...

После войны долго боялся неба, даже поднять голову к небу. Боялся увидеть вспаханную землю. А по ней уже спокойно ходили грачи. Птицы быстрозабыли войну...

Ученики читают стихотворение:


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.

Ученик 2.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.

Ученик 3.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

Заключительная песня или видео.


«Вспоминая былое…»
Звучит «Бухенвальдский набат». На экране презентация №1 (слайд 1). Минута молчания под метроном. Далее идёт презентация №2 – кадры сражения 7 ноября 1941 года.
ЗТМ. Действие переносится на сцену. Сцена поделена на две части. Одна часть (правая) высвечивается. Звучит музыка (желательно вальс). На сцену выходят три девушки-подружки, общаются. Одеты в школьную форму, в руках портфели. Девочки садятся на лавочку, 1 девушка достаёт листочек, что-то пишет.
1 девушка: А какое сегодня число?
2 девушка: 21 июня
Вдруг выбегают трое парней, дурачатся, кто-то из них заглядывает к девочкам со спины, рассматривает, что пишут. Также на сцену выбегают девочка и мальчик поменьше, играют в салки, путаются у взрослых под ногами.
1 парень: УРА! Экзамены заканчиваются!!!
Один из парней шуточно приглашает одну из девушек на танец, она соглашается, и они начинают танцевать. Остальные смеются и двое других парней тоже приглашают девушек танцевать, все танцуют в парах.
Музыка резко меняется. Начинает звучать «Гимн Воланда». Все герои на сцене замирают. На экране фотография «Москва в грозу». Музыка затихает. Одна из девушек выходит на край сцены в центр и начинает читать стихотворение. Через какое-то время к ней присоединяется вторая девушка. А потом и двое парней.
1 девушка:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
2 девушка:
Мальчики,
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
1 парень:
Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб -- разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги -- ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
2 парень:
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
После прочтения стихотворения девочки обнимают парней и они маршируя уходят со сцены. Девочки остаются на середине сцены. ЗТМ. На экране презентация №4 (10 секунд) – Марширование солдат. ЗТМ. Начинает звучать минусовка «Тёмная ночь» на экране презентация №1 – полностью с голосовым сопровождением. После окончания презентации высвечивается сцена. Маленький мальчик стоит на середине на авансцене и читает стихотворение.
Мальчик:
Везет на фронт мальчика, товарищ военный врач…
Мама моя, мамочка, не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма, - не гладь меня при других!
На мне военная форма, на мне твои сапоги.
Не плачь! Мне уже 12, я взрослый почти…
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути…
В кармане моем документы, - печать войсковая строга.
В кармане моем документы, по которым я сын полка.
Прославленного, гвардейского, проверенного в огне…
я еду на фронт. Я надеюсь, что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу, что время мое пришло…
завидев меня, старухи, охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький, вот ведь настали дни…»
мама моя, мамочка! Скорее им все объясни!
Скажи, чего это ради, они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят? Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно, и темный суют калач…
Россия моя, не надо! Не гладь меня! И не плачь!
Не гладь меня! Я просто будущий сын полка.
И никакого геройства не совершил пока!
И даже тебе неясно, что у меня впереди…
двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути.
Поезд идет размеренно, раскачиваясь нелепо,
- длинный и очень медленный, как очередь за хлебом…
ЗТМ. Мальчик уходит. Высвечивается левая часть сцены. Это укрытие. Сидят пятеро солдат. Каждый занимается своим делом.
1 солдат: : а знаешь, мне сейчас вспомнилось… как я с ней познакомился… блин, как отвык от этого. Помню прислала мне смс, что, мол, надо расстаться. Я всю ночь не спал, к ней во двор пошел, а она не вышла… так и сидел на лавке под окнами и думал, что не так… а потом был выпускной.

Левая часть сцены затемняется, высвечиваестя правая. Солдат выходит в правую часть сцены. Там уже стоит девушка. Он подходит к ней со спины, обнимает за плечи.
Солдат: - Тебе не холодно?
Девушка: - Нет, не холодно.
Солдат: - хочешь пиджак… мой?
Девушка: - нет, нет, не надо. Мне не холодно.
Молчат.
Солдат: - а помнишь, как в школе, записки тебе передавал? За косички дергал…
Девушка: - конечно, помню… а помнишь, как мы на концерте на 9 мая вальс танцевали? Я в белом платье, ты в костюме… раз-два-три… раз-два-три…
Звучит вальс. Они начинают танцевать. Потом раздаётся взрыв. Музыка прекращается. Свет гаснет. Девушка уходит. Лучом высвечивается 1 солдат.
Письмо №1
Солдат читает первую часть. Вторую часть читает ЧТЕЦ

Солдат снимает каску. Кладёт на край сцены по центру. ЗТМ.
Высвечивается левая часть сцены. Сидят 3 солдата. Все замирают. 3-ий солдат начинает читать стихотворение. Потом читает 4-ый, все замирают и 5-ый.
4 солдат:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
4 солдат:
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
5 солдат:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Входит 2 солдат. Берёт кружку. Пытается попить, но в кружке ничего нет.
Второй: - пить хочу, сил нет!
Третий: - терпи.
Второй: - да я и терплю, как в детстве, когда ссадил колено. Велосипеда у меня не было! А мопед я уже сам себе покупал. Отец все время обещал велосипед, а я за пацанами так… бегал или на раме кто-нибудь возил. Мне для счастья, понимаешь, для счастья нужен был велосипед, и все.
Третий: - а к чему ты это?
Второй: - да так,не знаю даже…
Раздаются взрывы, свистят пули. Все солдаты направляются к выходу. Готовые воевать. ЗТМ. Лучом высвечивается 2 солдат.
Письмо №2
Первую часть читает солдат. Вторую – ЧТЕЦ.

4 и 5 уходят в укрытие. 3 солдат снимает каску, кладёт её на край сцены. ЗТМ. Высвечивается левая часть сцены. 4 и 5 выпивают не чокаясь. Некоторое время молчат.
Четвертый: -Ты кем на елку ходил, в кого тебя наряжали? Ну, в детском садуПятый: - Медведем, кажется, … не помню, в детском саду да-вали костюм. Четвертый: - А меня зайцем, а потом котом в сапогах и еще кем-то..
После паузы. Воспоминания. Во время того, как 5 солдат читает воспоминания с правой стороны маленькие девочка и мальчик в масках животных играют.
Пятый:- а я в детском саду с девочкой на новогоднем утреннике подружился. До сих пор общаемся….лись….ах,как я все-таки люблю новый год.Елочки,иголочки,игрушки,хлопушки,дед Мороз,Снегурочка,а еще ммммммм…мандарины,подарки. А где она сейчас, девочка эта… смуглая, крепкая, веселая, боевая, гром девка! За себя постоять могла, пацаны,ей-богу, боялись.
Выходит в центр 3 девушка. Её высвечивает луч. Остальных затемняем. Читает письмо.
Письмо 4.
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».
Звучит минусовка «Смуглянка». Девушка смотрит прям в зал, немного высвечиваются маленькие мальчик и девочка, они продолжают играть. Музыка затихает. ЗТМ. Девушка, мальчик и девочка уходят.
Высвечивается левая часть сцены. Двое солдат сидят, вспоминая мирное время.
Четвертый: - А менядед мой приходил забирать…всегда в кителе,на котором наград куча..я любил слушать о войне….хм…Редко,правда, он рассказывал….ато замолчит вдруг,смотрит на тебя и будто не видит,жутко становится…ты вроде есть,а вроде бы и нет тебя.трясешь его за руку, зовешь,а он молчит. И смотрит…вздохнет потом,рукой лицо оботрет,словно умоется,вздохнет – и вот снова перед тобой твой дед. И только догадываться можно, ЧТО ему вспоминалось…
ЗТМ. Лучом высвечивается 4 солдат. Зачитывает письмо.
Письмо № 5
«Мама, обо мне не тревожьтесь. Все хорошо. Очень жаль, что нашим садом некому заниматься. У нас ведь чудесные яблони. В месте, где находится наше военное училище, очень красивые леса. По утрам можно увидеть лосей».Николай ИвлевСнимает каску. Кладет её на край сцены. ЗТМ. Звучат взрывы, свистят пули. Высвечивается левая часть сцены. 5 солдат с ранением в ногу заползает в укрытие.
Пятый: ай,нога…не чувствую совсем,посмотри, она на месте?эй….где ты???где все? где всё?????МАААААААААААМА
Появляется мед. Сестра (девушка-смуглянка). Уносит солдата со сцены. ЗТМ. Лучом высвечиваются две девушки. Читают стихотворение. К ним присоединяется маленькая девочка.
1 девушка:
Сколько бы когда бы не твердили:
«У войны не женское лицо»,
А на фронт девчонки уходили
По стопам и дедов и отцов.
И тебе досталась эта доля –
Увидать в неполных двадцать лет
Смертью сплошь засеянное поле,
Да в дыму пожарища рассвет.

2 девушка:
Где в тебе бралась такая сила:
Стиснув зубы, пересилив страх,
Раненых из боя выносила
Ты на хрупких девичьих плечах.
В зной и в дождь, и в лютые морозы
Ты всего хватила через край
И шептала им, глотая слезы:
«Потерпи, родной, не умирай»
Девочка:
И не знала ты еще, не знала,
Утопая в смраде и огне,
Что отца и брата потеряла
В той нечеловеческой войне…
Эту память, что храню поныне,
Не задуют, как свечу, ветра,
Ведь в моих глазах ты – ГЕРОИНЯ,
Моя мама, просто медсестра.
Высвечивается вся сцена. К девушкам подходят парни, приглашают на танец. Выходят все остальные. 3 пары танцуют вальс. Двое солдат играют с маленькими мальчиком и девочкой. Затем звучит «Гимн Воланда». Все замирают. ЗТМ. На экране презентация (кадры с парада победы 7 ноября 2011 года). Во время презентации все участники выстраиваются в одну линию. После презентации включается свет. Поклон.


Приложенные файлы