Праздник 14 февраля католический или какой праздник. Православные и католики не отмечают день влюбленных. Откуда традиции праздника


Нам не нравится, когда в нашей собственной стране, навязываются некие единые нормы поведения, слова и выражения, подобные праздники и всё остальное... Мы крайне отрицательно относимся к так называемой демократизации, глобализации, смешению стилей, культур и рас и пр. Русский народ, а значит и Россия год от года теряет свое неповторимое лицо. Хочешь ли ты быть послушным винтиком в мире глобализации, всеобщего хаоса и смешения? Или хочешь оставаться Человеком, верным своей исконной традиции и культуре?

Не успели мы разобраться со своими старыми “праздниками”, ставшими традиционными после 1917 года, как на нашу землю хлынули новые напасти. Навязанный средствами массовой информации, ворвался в нашу жизнь “День Святого Валентина”.

Кому-то понравилось. Появился лишний повод оттянуться. На вопрос, какое отношение это имеет к России, выдвигается всё тот же убийственный аргумент: “Ну что мы, хуже других?”. Нет, не хуже, просто к нам это не имеет абсолютно никакого отношения. Да и не только к нам, но и к здравому смыслу тоже.

Внедрение в нашу жизнь новых “праздников” весьма выгодно тем, кто вводит подобные новшества. Несёт это весьма приличные прибыли от продажи всевозможных сувениров, открыток, безделушек и, конечно, спиртного.

День Святого Валентина существенно повысил продажи товаров, которые можно использовать как подарок для любимого человека. Особенно это заметно у тех продавцов, которые не поленились немного изменить дизайн и текст своих лотков соответствующим образом. С начала февраля магазины, киоски и рынки заполнены самыми разнообразными сердечками. День св. Валентина ехидные журналисты называют "Днём святого Холмарка", в честь основателя праздника и по совместительству основателя открыточной корпорации Hallmark, которая половину годовой прибыли делает на продаже бумажных сердечек. Рестораны и отели заманивают парочки "эротическими меню" и романтичными вечерами при свечах. Турфирмы объявляют о спецпредложениях - романтических путешествиях. Не зря некоторые продавцы называют этот праздник "великим коммерческим днём".

Впрочем, дело-то ещё серьёзнее. Вместо наших русских праздников нам подсовывают западный суррогат, дабы наше сознание довести до сознания западного быдла. Так легче с нами справляться. Остаётся только сокрушаться, что часть наших соотечественников оказываются готовыми принять любую, даже самую бредовую идею, навязанную извне. Говорить тут о Русских традициях бесполезно. Праздник же! Вау!1

Этот праздник пока ещё молодой, его начали отмечать в России относительно недавно. Он неофициальный, но весьма популярный, особенно среди молодежи. Его пропагандировали все СМИ. На темы праздника сочинялись песни, снимались "весёлые" кинофильмы. Такая массированная информационная атака на умы возымела действие, и люди, якобы сами, по своей воле, добровольно приняли решение отмечать такой "весёлый" праздник.

Ответ даёт изучение истории зарождения праздника св. Валентина, которая к настоящему времени обросла многочисленными легендами. Однако достоверно известно, что этот праздник восходит к Римскому празднику Луперкалия (Lupercalia). В Древнем Риме праздник Луперкалия считался праздником очищения и плодородия. Праздновался он в ночь с 14 на 15 февраля в честь бога Фавна (от латинского fatuor — быть одержимым) — древнеиталийского бога плодородия. Отличительными чертами Фавна были сладострастие и сексуальная распущенность.

Начиналось празднество в Луперкале — святилище Фавна Луперка (от латинского lupus — волк). Сначала луперки (жрецы бога Фавна) приносили в жертву собаку и козла. После жертвоприношения обнажённые луперки, со шкурой закланных на алтаре козлов на бёдрах, обегали вокруг Палатинского холма в Риме. По пути они стегали вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Удар жертвенным ремнём считался добрым знаком того, что у женщины в этом году произойдёт зачатие ребёнка. Жертвенный ремень из кожи козла называется scrotum, что в переводе имеет ещё два значения: 1 — кожаный козлиный мешок и 2 — мошонка.

Луперкалии совпадали по времени с древне-римским Новым годом — по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля. Февраль до 450 г. до н.э. был последним месяцем года. На середину февраля приходился Februa — ежегодный праздник культового очищения. Праздновался он в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata — Юноны Лихорадочной (Невоздержанной). Во время этого праздника все оставляли свои дела, и начиналось "веселье" — массовая сексуальная оргия.

В результате беспорядочных половых связей рождается неполноценное потомство, но именно беспорядочные половые связи культивирует праздник дня св. Валентина. Во всяком случае это следует не только из сути праздников-предшественников дня св. Валентина, но из текстов современных песен и кинофильмов, например фильма А. Эйрамджана "День святого Валентина", скромно называемый "лирической комедией" и показываемый по телевидению каждый год в одноимённый день.

Символом дня св. Валентина является валентинка. Её, пробитую стрелой, целуют и называют "сердцем". Должен отметить, как врач, что подобного сердца в природе не существует.

Но, помня русскую пословицу "Нет вещи без образа", посмотрите внимательно вокруг себя, и вы легко найдёте эту вещь. Женщинам это сделать легче, достаточно дома, стоя спиной к зеркалу, нагнуться и посмотреть на себя. После данных строк многие обвинят автора в пошлости, но зря.

Если обратиться к истории Древней Греции, чья культура стала основой культуры Древнего Рима, то увидим, что именно данный символ, пробитый стрелой, обозначал телесную любовь — эрос (в Греции любовь обозначалась тремя словами для трех состояний: Эрос — телесная любовь; Филос — любовь к мудрости; Агапэ — божественная любовь). В обществе, где господствовал культ красивого тела и носил красивое название gluetus — ягодичный, и стрела, обозначающая мужское начало, оказалась на месте. Другими словами этот контур-символ, пронзённый стрелой, означает акт совокупления мужчины и женщины. Католическая же церковь, заимствовав ритуал многобожников, нарекла символ этого ритуала сердцем. Воистину "если на клетке слона прочтёшь "буйвол" не верь глазам своим" (К. Прутков).

Но и это не всё. Согласно "христианской" традиции считается, что "день св. Валентина" празднуется в честь мученика за веру. О мученичестве св. Валентина сложено немало легенд. Одна из них повествует о том, что римский император Клавдий считал, что семья мешает солдатам беззаветно, без оглядки сражаться за империю и издал указ, запрещавший военнослужащим жениться. Однако римский священник Валентин, несмотря на указ, продолжал венчать всех желающих без разбору. За это 14 февраля 273 года Валентин был казнён.

Другими словами в Древнем Риме при комплектовании армии действовал закон, по которому тот, кто желал служить в римской армии за очень хорошее денежное вознаграждение по контракту должен был отказаться от создания своей семьи. Это делалось не столько для того, чтобы армия была мобильной, сколько для обеспечения гражданского мира в государстве. Ведь это было время непрекращающихся дворцовых переворотов. Свержение императора производилось путём его убийства и преданных его соратников. Прочность императора на троне обеспечивала преданная ему армия. Выведение армии из клановых разборок привело к тому, что на период с 284 по 476 год приходится период расцвета Римской империи. Если же солдаты заводили семьи, то они автоматически втягивались в защиту интересов тех кланов, к которым принадлежали их жёны. Армия становилась не единым, монолитным организмом, а превращалась в сборище враждующих между собой вооруженных формирований. Другими словами — это гражданская война. И в это время христианский священник Валентин деятельно работал на то, чтобы в стране разгорелся пожар гражданской войны. Хорошее же человеколюбие!

Никто не утверждает, что Римская империя была справедливой. Вовсе нет. Её существование определялось ходом глобализации. Но гражданские войны всегда ведут к страданиям множества людей. Христианский же священник Валентин, венчая солдат, совершал преступление против людей, готовя гражданскую войну, при этом прикрывая свои деяния лицемерным утверждением, что он действует на благо и в интересах людей.

В 496 году, после расчленения римской империи, римский папа Геласиус объявил 14 февраля «днём Святого Валентина». Этот день был объявлен праздником всех влюблённых (своего рода пиаровская акция церкви). И вот последние 15 лет православные святой Руси празднуют в феврале день св. Валентина — ритуал католической церкви2.

Источники:
1. Я.В.Ушаков "Святой Валентин - покровитель душевнобольных"
2. А.И.Белоглазов "РПЦ целует "валентинку"

Белослав "Бумеровод"
Недалёкое воображаемое будущее. Год 20xx...

- Что значит "Не буду праздновать?".
Уполномоченный по воспитательной и профилактической работе удивлённо крякнул и уронил ручку. Пока он её поднимал, кряхтя и чертыхаясь, молодой парень Денис, 23 лет, одетый по-домашнему, в майку и спортивные штаны стоял в проёме калитки и наблюдал за сей картиной.
- А вот не буду и всё тут! Не наш это праздник! Чужеродный! - парень ответил, дождавшись, пока толстенный уполномоченный примет вертикальное положение. "Интересно - форму на них шьют где? чай не меньше 56 размера будет" - думал он.
- Я тебе дам, чужеродный! Указ видишь?
Он принялся тыкать в лицо ксерокопией гербовой бумажки "О праздновании дня Святого Валентина" и продолжил:
- Правительство, понимаешь, заботится о нём, праздник дополнительный подарили, а он кочевряжится! Раз сказано праздновать - значит праздновать!
"Чужеродный!" , передразнил он парня. И тут его скудную на мысли голову озарило просветление:
- А может ты ещё и расист? Раз праздник тебе чужеродный? Нет ну точно расист! Сейчас ты у меня быстро по 282-й загремишь!
- А вообще с чего это вы вдруг решили что именно я не праздную? - перебил он начавшийся было ход мыслей.
- Как с чего ты глянь, видишь, все повесили шарики на домах, сердечки и всё такое. Всё согласно указу. Раз правительство считает это праздник таким великим, то надо праздновать, вон в Питере так вообще официально день поцелуев сделали. Там для этих целей специально педе... геев пригласили в знак примирения и покаяния за тоталитарное прошлое.
- А почему вот в том двухэтажном особняке напротив шариков нету? - спросил хозяин дома
- Ну ты даёшь!!! Это ж таджикские трудолюбивые мигранты! Им нельзя навязывать, как-никак тысячелетняя культура и самобытные традиции - сыпал уполномоченный заученными на политзанятиях штампами - Короче - если я куплю эти шарики и повешу, всё будет хорошо? - утомлённо отозвался Денис
- Да чёрт с тобой! Купишь, повесишь, вычеркну из списка! Ведь покупая эти полезные вещи ты помогаешь нашим дорогим трудолюбивым мигрантам! понимать должен политическую ситуацию! Зелёный ещё. В общем через час приеду проверю - пригрозил он втискиваясь в служебную "шестёрку"...

Дополнение от читателей

Кстати, святого Валентина можно обвинить ещё и в подрыве военной мощи государства, со всеми вытекающими последствиями для тех, кто празднует этот день. Потому что, согласно преданию, в те времена, когда святой Валентин проповедовал христианскую веру, которая была вне закона, Римская империя вела тяжёлую войну с готами. И чтобы легионеры не привязывались к семьям и лучше воевали, римский император Клавдий II запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж.

Но святой Валентин, который был обычным священником и сочувствовал несчастным влюбленным, посмел ослушаться императора и тайком от всех под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Об этом вскоре стало известно властям, и святой Валентин был брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

ПЕТР САХАРОВ


Лукас Кранах Старший, «Св. Валентин с жезлом» (1502-03 гг.)

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) - это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:



Св. Валентин Интерамнский, французская миниатюра XIV в.

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.
Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.
Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.
Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.


Св. Валентин Римский (миниатюра из «Нюрнбергской хроники», 1493 г.)

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.
Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.


Мощи св. Валентина Интерамнского в селе Ураз (Нижняя Силезия, Польша)

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340-1400) в его поэме «Птичий парламент»: Зане был день Святого Валентина,

Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун - и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).


Якопо Бассано (XVI в.), «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний - у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет: С рассвета в Валентинов день

Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака)


Викторианская валентинка

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах - джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета - приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене – полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710-1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен). \


Английская валентинка 1862 г.

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых.

Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть - более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный
праздник).


Английская валентинка ок. 1920 г.

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом.

Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

  • Город Moscovia
  • Вероисповед.: католичество

Разумеется , автор забывает упомянуть, что повсеместно, где сохраняется так называемая экстраординарная форма Римского обряда с присущим ей календарем, 14 февраля мы, как это и делалось всегда, отмечаем память св. Валентина, пресвитера и мученика. День свв. Кирилла и Мефодия, епископов и исповедников (III кл.) отмечается 7 июля. Дата эта, в принципе, условная. Мартиролог издания 1584 года упоминает "В Моравии святых Кирилла и Мефодия епископов, обративших к вере Христовой многие страны с царями их в тех землях", в 9-й день марта. В 1863 г., когда отмечалось тысячелетие прибытия святых братьев в Великую Моравию, епископ Оломоуцкий Фридрих Фюрстенберг с разрешения Папы Пия IX перенес празднование на 5 июля (в том году - воскресенье), мотивируя это тем, что в марте холодно, сыро и вообще Великий Пост, поэтому народу трудно и не слишком подобает собираться на большие торжества. К тому же 6 июля чешские националисты устраивали мероприятия в честь еретика Яна Гуса, которым епископ хотел что-нибудь противопоставить. Эта дата закрепилась в маркграфстве Моравии и королевствах Богемии и Хорватии, откуда вскоре распространилась на словацкие земли - в епархии Банска-Бистрица и Кошице. В энциклике "Grande munus" от 30 сентября 1880 г. Папа Лев XIII распространил празднование свв. Кирилла и Мефодия (с уже закрепившейся датой 5 июля) на всю Римо-Католическую Церковь, а семь лет спустя он же сдвинул дату на два дня позже, дабы не затмевать празднование других святых (думаю, что речь шла о том, чтобы вынести ее за октаву свв. апп. Петра и Павла, которая оканчивается 6 июля, но точно не уверен) - т. е. с намерением прямо противоположным, нежели бывшее у реформаторов, желавших как раз затмить Общие вопросы

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет “своего” праздника – дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас – пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?

На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования “дня всех влюбленных” никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком – “валентинку” или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует “глянцевой” истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?

Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина – это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина » принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами – это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.

Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».

Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования и , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

Луперкалии

Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

Джакопо Боссано. Св. Валентин крестит св. Люсиллу. 1575 г.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» – житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его “Валентиной”, так же как и он ее “Валентином”, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его “дамой сердца”. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера – составителя «Батлерова жития святых» – и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.

Вокруг празднования Дня всех влюбленных не прекращаются споры. Одни считают его чисто коммерческой акцией, не имеющей никакого духовного смысла, другие называют пропагандой разврата, а третьи - хорошим поводом для того, чтобы порадовать любимого человека.

Каковы плоды этого праздника на самом деле, приносит он людям радость или горечь разочарования?

День святого Валентина зачастую ошибочно называют католическим праздником. На самом же деле в богослужебном календаре Римско-католической церкви празднования никакого святого по имени Валентин вы не обнаружите. Католики в этот день вспоминают святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Особенно торжественно богослужения Кириллу и Мефодию совершают российские католики, которые в этот день молятся о просвещении славян светом Христовым. Празднование же святого Валентина, установленное в 496 году папой римским Геласиусом, в наши дни сохраняется лишь в нескольких католических епархиях.

В архиепархии Божьей Матери в Москве отметили, что светский праздник День святого Валентина обрел коммерческий размах и популярность среди молодежи. "Коммерческая и развлекательная индустрия, конечно же, хватается за любой повод, чтобы устроить какое-то очередное массовое мероприятие и заработать деньги", — считает ряд священнослужителей.

Подчеркивается, что для влюбленных людей каждый день является праздником. Для них не нужно какого-то специального повода для того, чтобы выражать друг другу свою любовь и привязанность, делать подарки.

Среди православных насчет Дня святого Валентина существуют разные мнения. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев на протяжении уже многих лет доказывает в своих выступлениях, что Церковь должна не оставлять этот праздник "в руках язычников и лавочников, а бороться за сохранение (или возвращение) его христианского смысла".

Четырнадцатого февраля отец Андрей предлагает совершать в православных храмах молебны святому мученику Трифону и святому Валентину Интерамскому и приглашать на них молодежь. По его мнению, именно влюбленные молодые люди нуждаются в особой молитвенной поддержке.

"Ну и как же не молиться о наших детях, которые попали в возраст и состояние риска? Станут ли сами влюбленные молиться — вопрос отдельный. Но мы-то должны молиться о них! "Я поля влюбленным постелю", — пел Высоцкий. Ну, а мы что сделаем для них (вновь напомню — наших детей)? Брезгливо плюнем? Да и сама влюбленность не противоречит молитве…" — пишет он в своем интернет-дневнике.

Такого же мнения придерживается иеромонах Димитрий Першин. "Отталкивая от себя день влюбленных, они (противники праздника. — Ред. ) отдают его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции. Во всяком случае, именно такие секспросветные занятия, случалось, проводились в школах Пскова и Челябинска", — заявил он.

Отец Димитрий призывает помнить о том, что "любовь — дыхание Божие в человеческом сердце и влюбленность — одно из его проявлений".

"Думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать, и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить", — сказал священник.

С его точки зрения, "то, что масс-медиа пропагандируют День святого Валентина, — это хорошо". Как считает отец Димитрий, "гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское".

"Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви. Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех", — убежден он.

В то же время среди православных существует и немало убежденных противников Дня всех влюбленных. Их главный и, пожалуй, самый разумный аргумент — это то, что у православных христиан, живущих по Юлианскому богослужебному календарю, для празднования 14 февраля места в расписании просто физически не находится.

Вечером 14 февраля православный христианин не может пойти в ресторан, на дискотеку или еще в какое-то место развлечения, потому что на 15 февраля по новому стилю приходится великий двунадесятый (то есть входящий в число 12 важнейших праздников года) праздник Сретения Господня.

Накануне, то есть 14 февраля, в храмах совершается всенощное бдение. А после него многие православные готовятся к причастию, читают молитвы, постятся, что с романтическим вечером абсолютно несовместимо.

Другой аргумент, который высказывают скорее патриоты и русские националисты, чем люди глубоко религиозные, — это то, что День святого Валентина не наш народный праздник, а "их, западный, заморский".

К сожалению, именно с такой формулировкой, что "этот западный праздник противоречит русским традициям", празднование Дня влюбленных запретили в государственных учреждениях Белгородской области. Но если так рассуждать, то следует запретить и Новый год, и Рождество, а право на существование имеют только Масленица и День Ивана Купалы.

Кстати, о том, где содержится больше пропаганды "разврата и вседозволенности" — в последнем из упомянутых народных или в Валентиновом дне, можно сильно поспорить.

Сегодня же праздники, которые связаны с личными и семейными отношениями людей, такие как Новый год, День влюбленных или 8 Марта, все чаще превращаются в повод для депрессии.

Врачи скорой помощи отмечают, что в эти дни резко возрастает число суицидов, инфарктов, несчастных случаев. Люди страдают из-за несбывшихся надежд: в праздник они ожидали чуда, а вместо этого оказались в одиночестве.

Это состояние хорошо показано в первой части полноэкранного фильма "Секс в большом городе": Кэрри, одинокая женщина за сорок, получает "валентинку" и вскрывает конверт в радостном предвкушении, что внутри него окажется любовное послание от тайного поклонника…

Каково же ее разочарование, когда она видит, что отправитель открытки — маленькая девочка, дочь ее подруги. "Тетя Кэрри, поздравляю с Днем святого Валентина!" — и героиня заливается слезами. А ведь одинокие взрослые люди в наши дни составляют уже почти половину населения больших городов. Стоит ли в эти дни усугублять их тоску напоминаниями о несбывшейся любви?

Родители подростков, школьные учителя и психологи День святого Валентина тоже не жалуют. Ведь им хорошо известно, какие драмы и трагедии разыгрываются в юных душах в сам День влюбленных или после него: "Я так ждала от него "валентинку", а он мне не прислал! А вот Машке прислали целых четыре!"

В подростковой среде, где и без того не царит деликатность, а многие ребята страдают из-за своей "непопулярности", к числу критериев успешности добавляется еще один — поздравления и приглашения на Валентина, который к тому же еще и ранит глубоко интимную сферу.

В Церкви сохранилась традиция отмечать праздники так, чтобы в этот день никто не страдал от одиночества. Если вы придете на рождественскую или пасхальную службу, то, во-первых, станете участником общей молитвы, в которой к Богу обращаются сотни, а то и тысячи человек.

А во-вторых, после богослужения всегда организуется общая трапеза, на которую приглашаются все желающие. Именно для того, чтобы избавить людей от одиночества, в некоторых православных храмах стали проводить ночные богослужения и на Новый год — чтобы человек имел возможность оказаться в эту ночь на литургии и за праздничным столом, а не один в четырех стенах.

Сегодня "русской альтернативой" Дня всех влюбленных предлагают сделать день памяти святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.

Но эта альтернатива будет иметь смысл только в том случае, если новый праздник сможет избавить жителей больших городов от болезненного чувства одиночества , если этот день, как народные праздники в старину, будет начинаться с массового богослужения, а продолжаться ярмарочными гуляниями и длинными общими столами. А если он станет еще одним поводом ощутить свою неполноценность, то какой же это день любви?

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. День святого Валентина из года в год отмечается в католическом и протестантском мире, однако на сей раз праздник совпал с началом католического Великого поста — Пепельной средой, поэтому вместо признаний в любви и романтических свиданий верующим предстоит покаянно молиться и в буквальном смысле посыпать голову пеплом.

Пепельная среда

Первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: "Прах ты и в прах возвратишься" или "Обращайтесь и верьте в Евангелие".

Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах. Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет выражает покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.

Кроме того, в Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, домашние обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.

День святого Валентина

Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (Терни), почитается не только римско-католической, но и Русской православной церковью, день его памяти — 12 августа. Согласно легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Особенно широко День всех влюбленных отмечается в западном мире католиками и протестантами. С 90-х годов праздник укоренился и в России, правда, среди светских людей. Русская православная церковь дистанцируется от 14 февраля, считая День святого Валентина далеким от церковной действительности.

Что отметить?

По словам директора информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священника Кирилла Горбунова, почитание 14 февраля святого Валентина носит факультативный характер.

"В католической церкви 14 февраля празднуется память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этот праздник выше по рангу, чем воспоминания о святом Валентине, который является скорее местночтимым святым", — отмечает священник.

Однако в этом году католические верующие обойдут вниманием даже Кирилла и Мефодия. "На этот день выпадает праздник, который превосходит по рангу все прочие — первый день Великого поста. Поэтому весь день будет посвящен только вхождению в период покаяния, в пост", — подчеркнул собеседник агентства.

Папа римский — за Валентина

Папа римский Франциск любит благословлять новобрачных на счастливое супружество. А особенно в День святого Валентина. Каждую среду в Рим на аудиенцию к понтифику приезжают влюбленные пары со всего мира. Обязательная часть этой встречи — благословение новобрачных.

В День святого Валентина папа римский старается благословить как можно большее количество пар. А в 2014 году все желающие не смогли вместиться в отведенном для подобных встреч зале аудиенций имени Павла VI.

По желанию самого понтифика торжественное мероприятие в итоге перенесли на центральную площадь Ватикана перед собором святого Петра. Тогда папа римский во время специальной мессы в честь Дня святого Валентина благословил около 20 тысяч влюбленных из 28 стран мира.

Но в этом году понтифику придется отказаться от своего хобби. Согласно традиции, в первый день Великого поста голову папы римского пеплом посыпает один из старейших кардиналов во время богослужения в базилике святой Сабины на Авентинском холме в Риме.