Поздравления с пасхой старинные русские открытки. Традиция пасхальной открытки


Поздравляю со Святой Пасхой! Христос воскресе!

Пасха, или Воскресение Христово, является крупнейшим религиозным праздником в Православии, и одним из двух главных в Католицизме. В Беларуси, Украине и некоторых областях России праздник так и называется, Великий День.

На Великий Праздник необходимо помогать... В 1914 году, перед войной, помогали
Как на любой крупный праздник, в Российской Империи к Пасхе тоже выпускались поздравительные открытки.


1. Пасхальное Всенощное бдение начиналось в Великую субботу


2. Выходили лишь на утро


3. Белое яйцо, ставшее в миг красным, является главным символом Праздника


4. Разумеется, яйца изображены на большинстве пасхальных открыток


5. Другой символ Пасхи - кулич (паска), дрожжевое изделие, которое сверху украшается сахарной пудрой или глазурью


6. На открытках пасхальные яйца часто украшались весенними цветами или веточками вербы


7. Украинская старая открытка с украшенным пасхальным яйцом


8. Яйца дарили друг другу


9. Ещё одна открытка с библейскими мотивами. Пасхальная, хотя сюжет не совсем пасхальный


10. Дети часто изображались на праздничных открытках


11. Простенько, но мило


12. Еще одна украинская открытка


13. Весьма оригинально


14. Опять дети


15. Если яйцо - символ праздника, то изображение цыплят удивлять не должно


16. Куличи и крашеные яйца


17. Если рисуют яйца и цыплят, то и изображение кур весьма логично


18. В корзине с яйцами - весенние цветы. Весна - символ возрождения. Или Воскресения.


19. Христос воскресе!


20. К Пасхе открытки печатали и на Западе. Найдите отличия... Вот, французская...


21. Вроде, и яйца, и цыплята, да сразу заметно, что не в России сделано.


22. Америка... Открытке более 100 лет, но Америку не спутаешь и через век


23. Старая добрая Англия... Вернее,

Первым пасхальные открытки в России выпустило издательство Общины Святой Евгении к Пасхе 1898 г. в целях благотворительности: доход шел в фонд помощи бедствующим сестрам милосердия Красного Креста. Открытки выпускали издательства из Петербурга, Риги, Киева, Вены, Парижа и др. После революции праздник Пасхи был исключен из календаря, но в верующих семьях празднование Воскресения Христова сохранилось, соответственно сохранилась традиция поздравления с Пасхой. Люди хранили дореволюционные открытки, на них поверх заклеенного старого поздравительного текста писался новый.

Во время Великой Отечественной Войны для Русской Православной Церкви были сделаны послабления, и к концу 1941 г. Издательство Московской Патриархии начало печатать небольшими тиражами пасхальные открытки.



Цветная автотипия. Берлин, 1900-1917.

Хромолитография. Мюнхен, не позднее 1899.


1904-1914


Хромолитография. Москва, 1900-1917


Хромолитография. 1912


Цветная автотипия. Санкт-Петербург, не позднее 1912


Хромолитография, тиснение. Берлин, 1900-1917


Хромолитография. Российская Империя, 1900-1917


Хромолитография. Берлин, 1904-1908


Хромолитография. Берлин, не позднее 1907


Хромолитография. 1900-1917


Хромолитография, тиснение. Берлин, 1904-1911


Хромолитография. 1900-1917


Цветная автотипия. Российская империя(?), 1900-1917


Цветная автотипия. Стокгольм, не позднее 1910


"







Среда, 11 Апреля 2018 г. 09:33 ()

Пасхальные открытки в наши дни совершенно разнообразны. Они яркие, красочные, радостные соответственно дню Христова Воскресенья. Но на фоне всего этого многоцветья глаза неизменно останавливаются на репродукциях старых милых открыток Елизаветы Бём. Такие милые, немного наивные, трогательные. В них есть та чистота и искренность, которой так не хватает порой в наши дни. Открытые письма занимают большую часть наследия талантливой художницы.




Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914) училась в 1857-1864 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и закончила ее с серебряной медалью. Дарование художницы было разносторонним. Она была признанным мастером силуэтной техники, успешно работала акварелью, занималась иллюстрированием детских книг и журналов, разрабатывала эскизы для изделий из стекла.


Однако едва ли не в первую очередь имя Бем известно благодаря открыткам. Их по ее рисункам вышло более трехсот в разных издательствах. Первым из них, для которого она начала работать, было издательство Общины святой Евгении ; много открыток было выполнено ею для петербургского издательства «Ришар» , а также для парижской фирмы И.С. Лапина .


На пасхальных открытках Елизаветы Бём нет привычных глазу пасхальных сюжетов. Главное персонажи этих открыток — это маленькие крестьянские дети, жанровые сценки из их жизни. Они выполнены с мягким юмором и душевной теплотой и сопровождаются народными пословицами. Как и в случае с другими работами художницы, интересно проследить, какие тексты она включает в свои композиции. В основе нескольких - пасхальное песнопение, стихира праздника: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».


Вторник, 10 Апреля 2018 г. 10:42 ()

В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек.


Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве. (Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф.680 оп.2 д.1165)


"Родители его: отец потомственный почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания".


После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах. Ещё в юности, он увлёкся русской темой, наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской старине, истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. В 1921 году эмигрировал в Париж. Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже.






Вторник, 10 Апреля 2018 г. 09:43 ()

последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху родным и знакомым «открытые письма» с поздравлениями. Это были открытки с красочными рисунками, на которых изображались пасхальные яйца, куличи, дети, христосующиеся люди, весенние пейзажи, цветы, птицы, храмы. Пасхальные открытки выпускались в дореволюционной России в большом количестве, они были востребованы, популярны и любимы. Тогда над ними работали лучшие художники и многие из этих открыток представляют собой маленькие полиграфические шедевры.



Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.