Осторожно Бидаат. Празднование середины месяца Ша`бан (Ночь «Бараат»). Поклонения, совершаемые в ночь бараат


Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

Все компании, большие и маленькие, раз в год подводят итоги. Подсчитывают прибыль и убытки, анализируют достижения и строят планы на последующий год. Верующий человек, также нуждается в подобном анализе своего духовного состояния, и по милости Всевышнего Творца , это время приходится на три священных месяца, а Ночь Бара’aт является начальной точкой. В этом году Ночь Бара"aт ожидается в ночь с 21 по 22 мая.

В Священом Коране Всевышний Аллах сказал:

وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ
فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ

“Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела» (сура ад-Духан, аяты 2-4).

Относительно этих аятов существуют разные мнения. И если одни ученые связывают их значение с Ляйлятуль-Кадр, то есть с Ночью Предопредения, то Икрима (да будет им доволен Аллах) и ряд других богословов уверены, что в этих аятах речь идет о Бара’aте. Другие же, соеденяя эти два мнения в одно целое придерживаются мнения, что “решение мудрых дел”, упомянотых в аяте начинается непосредственно в Ночь Бара’aт и завершаются в Ночь Предопределения.

По преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) в понятие “решение мудрых дел” входят следующие действия: ангелы записывают все то, что будет происходить на протяжении последующего года. Книга с определением пропитания будет передана ангелу Микаилю (мир Ему), с предопределением войн Джабраилю (мир Ему), книгу с бедами и предопределением смерти передадут ангелу Азраилю (мир Ему), а все, что связано с деяниями ангелы передадут Исрафилю (мир Ему).

В ночь Бара’aт Священный Коран был полностью ниспослан на небеса этого мира, а в Ночь Предопределения первые аяты были ниспосланы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

ночь Бараат

В переводе с арабского «Бара’aт» означает оправдание, прощение и очищение . То есть ночь, когда Всевышний Аллах своей бескрайней Милостью прощает человеку его грехи и ошибки, очистив от духовного негатива.

По мнению некоторых ученых, повеление Всевышнего Аллаха о переносе кыйблы для мусульман с Мажида-Акса на Каабу было ниспосланно во второй год хиджры как раз в ночь Бара’aт.

Ночь Бара’aт обладает пятью главными особенностями:

  • В эту ночь решаются все мудрые дела.
  • Поклонения и молитвы совершенные в эту ночь приносят на много больше саваба в сравнении с совершенными в другие обыденные ночи, и считаются более благими.
  • В эту ночь Милость Всевышнего Творца опаясывает всю Вселенную .
  • Обладающий безкрайней Милостью Аллах прощает многие грехи и ошибки в эту ночь.
  • И именно в ночь Бара’aт Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил полное право быть заступником за верующих мусульман в Судный День .

По преданию в тринадцатую ночь месяца Ша’бан Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было даровано права на заступничество за мусульман и передана одна треть от нее, на четырнадцатую ночь еще одна треть, а в пятнадцатую ночь Ему было даровано полное право проявлять своей умме шафаат в Судный День.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел своей умме следующее:

«Проводите пятнадцатую ночь месяца Ша’бан бодрствуя и в поклонении, а днем поститесь. После захода солнца в этот день Аллах снизойдет до небес и скажет: «Нет ли того, кто просит прощения, и Я прощу его. Нет ли того, кто просит пропитания, и Я дам пропитания ему. Нет ли того, кого постигла беда, чтобы Я даровал ему здоровья и спокойствие». Так будет продолжаться до самого зари » (Ибни Маджа, Икама, 191).

Говоря иными словами и выражаясь более современным языком Всевышний Аллах дарует в эту ночь уникальную возможность заслужить прощение за грехи, заработать многократное количество саваба и получить благо от Творца, избавившись от всех несчастий и невзгод. Однако Господь требует небольшое усердие от своего раба, и просит его провести ночь в поклонении, а не просто, чтобы тот положившись на бескрайнюю Милость и Милосердие и сославшись на усталость отправился сладко спать.

Однако не все люди смогут получить прощение в эту ночь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Несомненно в пятнадцатую ночь месяца Ша’бан все будет заполнено милостью Всемогущего Творца, и проявит свое Прощение ко всем Своим творениям. Однако многобожники и те, кто питает в своем сердце вражду к другим людям, являются исключением из этого ».

В другом хадисе Посланник Аллаха перечислил следующие категории людей которые не получат прощения Аллаха в эту ночь:

«В эту ночь Всевышний дарует все мусульманам прощение, за исключением колдунов, предсказателей, завистников, питающих слабость к алкоголю, проявляющих непослушание родителям и продолжающих усердствовать в прелюбодеянии» (Ат-Таргиб ва Тархиб, 2:118). Особое внимание Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял тем, проявляет неповиновение родителям: «Пятнадцатую ночь месяца Ша’бан Всемогущий Аллах проявит милость ко всем и простит всех, кроме тех, кто не повинуется родителям и придает Всевышнему сотоварищей » (Ибни Маджа, Икамату – Салат, 191; Тирмизи, Саум, 38).

По преданию в эту ночь ценность благих деяний возрастает не только в несколько раз, а в несколько тысяч раз. Так если, например, за чтение Священного Корана мусульманин в обычную ночь может получить по десять савабов за каждую букву, то в ночь Бара’aт за тоже самое ему будет зачислено двадцать тысяч савабов. И усердие проявленное в эту ночь в плане молитв и поклонений может принести человеку награду, сколько бы он получил где-то за пятьдесят тысяч лет обычного поклонения.

Исходя из особенности этой ночи, желательным считается в эту ночь чтение Священного Корана, совершение намазов, зикр (поминание Аллаха), мольбы о прощении за совершенные грехи , помощь нуждающимся и прочие благие деяния.

Хотя и Имам Газали в своем труде «Аль-Ихъя» считает прочтение ста рака’атов намаза сунной, большинство ученых-хадисоведов склонны предполагать, что этот намаз впервые начали читать в Иерусалиме предположительно только 400-х годах по хиджре.

В ночь Бараат совершается намаз в сто ракятов . Этот намаз называется «салятуль-хайр ». Человек, совершающий этот намаз, после каждых двух ракятов отдает салям. В каждом ракяте этого намаза, после суры аль-Фатиха , десять раз читается сура аль-Ихлас.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах семьдесят раз посмотрит на того, кто совершит этот намаз в эту ночь. И при каждом взгляде Он удовлетворит семьдесят его потребностей и нужд, самой малой из которых будет потребность в прощении » (Ибн Маджа).

Кроме того, этот намаз можно совершить и в количестве десяти ракятов . В этом случае после суры аль-Фатиха , сура аль-Ихлас читается сто раз . И так же после каждых двух ракятов отдается салям .

Тем, у кого есть долги по намазам, можно посоветовать вместо этого намаза , совершить сто ракятов пропущенных ранее намазов .

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «К тому, кто в эту ночь совершит сто ракятов намаза, Аллах отправит сто ангелов. Тридцать из них обрадуют его Раем; тридцать из них заверят его, что он избавлен от Ада; тридцать из них избавят его от мирских бед; а десять из них избавят его от ловушек и наущений шайтана ».

Дуа , читаемое в ночь Бараат:

В эту ночь, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обращаясь к Аллаху, делал следующее дуа:

«О, Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству, от Твоего гнева. И я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Я бессилен воздать тебе хвалу так, как Ты того достоин. Ты велик настолько, насколько Ты сам восхвалил себя » (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Сообщается, что некоторые духовные наставники, делали в эту ночь следующее дуа:

«О, Аллах! Если Ты записал мое имя в книге счастливых, то оставь его там. Если же Ты записал мое имя в книгу несчастных, то сотри его оттуда. Так как Ты сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания » (ар-Рад 13/39)» (Маджмуатуль-Ахзаб).

В книге “Хазинатуль асрар” в Ривая, сделанном Муджаhидом ибн Аббасом (р.а.), сказано про суннат Бараат ночи следующим образом, что есть суннат намаз, состоящий из ста ракаатов, читается в каждом ракаате один “Альхам” и десять раз “Кьулhу” и после каждого второго ракаата дается салам.

В другом ривая от Аннаса (р.а.) сказано, что надо совершать десятиракаатный суннат намаз, читается в каждом ракаате “Альхам” один раз и “Кьулhу” по сто раз и после каждого второго ракаата, дается салам.

В другом ривая от Василе ибну Асрар (р.а.) говорится, что надо совершить полное омовение, одеть на себя чистую одежду и совершить намаз, состоящий из четырех ракаатов. Читается в каждом ракаате один “Альхам” и по 25 раз “Кьулhу” и после второго ракаата дается салам.

Так же в Бараат ночь, каждому человеку необходимо проанализировать все те поступки, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям. Ведь все это отдаляет нас от бараката (благодати) и ценности Бараата.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в бдении, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, дабы получить от них благословение. Также в Бараат ночь рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Кроме того, от Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру “Йасин”. Первый раз с намерением продления жизни, второй - для избегания от бед и несчастий, третий - для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаhа (с.т.) и Его Посланника (с.т.а.в.). Пусть в эту ночь Аллаh (с.т.) “оправдает” всех мусульман.

Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим. Аллаhумма, йа залманни ва ла йуманну ‘алайhи, йа заль жалали валь икрами, йа затътъавли валь инаьами, ла илаhа илла анта заhра ллажина ва жарал мустажирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) аьиндака фи уммил китаби шакьиййан (ашкьияа), ав магьруман (магьрумина), ав матърудан (матърудина), ав мукьтарран ‘алаййа (‘алайна) фи рризкьи фамгьу.

Аллаhумма бифазлика шакьавати (шакьаватана), ва гьирмани (гьирманана), ва тъарди (тъардана), ва икьтара ризкьи (ризкьана), ваасбитни (ваасбитна) аьиндака фи уммил китаби са‘идан (су‘адаа) марзукьак (марзукьина) муваффакьан (муваффакьина) лилхайрати, фаиннака кьулта ва кьавлукал гьакькьу фи китабикал мунзали ‘ала лисани набиййикал мурсали йамгьу ллагьу ма йашау, ва йусбиту, ва аьиндаhу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллил аъзами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати йуфракьу фиhа куллу амрин гьаким. Ва йубраму ан такшифа ‘анни (‘аина) минал балаи ма аъламу (наъламу), ва ма ла аъламу (наъламу), ва ма анта биhи аъламу, иннака антал ааьаззул акрам.

Ва салла ллаhу ‘ала Саййидина Мухаммадин ва алиhи ва сагьбиhи ва саллам.

Во имя Аллаhа (с.т.), Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного только к верующим на том свете!

О Аллаh (с.т.)! Твоя Щедрость меня к Тебе направила, и Твое Милосердие привело меня к Тебе. Я обращаюсь к Тебе с тем, что не является для Тебя тайной. Я прошу Тебя о том, что для Тебя не составляет труда. Ведь для Тебя достаточно то, что Ты знаешь мое состояние, если даже я не обращаюсь с просьбой.

О Тот, в Чьей власти устранить несчастья, Ты сними с меня тяжесть бед и тревог. Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя, и далек Ты от любых недостатков! Когда Пророк Йунус обратился к Тебе с мольбой: “Я из тех, кто причинил вред самому себе”, - Ты ответил ему и спас его, и обещал, что также спасешь творящих благо.

О Аллаh (с.т.)! О Обладатель Милости, не нуждающийся в милости кого бы то ни было. О Обладатель Величия, о Тот, в Чьей власти блага всех миров! Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя!

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, Ты защищаешь тех, кто просит у Тебя защиты, и к Тебе прибегают подвергающиеся опасности. Ты тот, к Кому мы стремимся! Если Ты записал меня в Хранимой Скрижали заблудшим, лишенным, изгнанным и бедным, о Аллаh (с.т.), Ты сотри эту запись обо мне заблудшем, лишенном, изгнанном и бедном. О Аллаh (с.т.), и запиши меня в Хранимой Скрижали в числе благонравных, и тех, кому расширены блага, и кому Ты благоприятствуешь в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (с.т.а.в.), и слово Твое истинно: “Аллаh (с.т.) стирает запись, которую захочет стереть, и записывает то, что Ему угодно. И у Всевышнего Хранимая Скрижаль. О Аллаh (с.т.), ради проявления самой великой Твоей Милости в срединную ночь месяца Шаъбан, отведи от нас беды, о которых мы знаем, и о которых не ведаем. Ведь, воистину, Ты Всевышний, Великий.

Благословение Аллаhу (с.т.) и мир нашему господину Пророку Мухаммаду (с.т.а.в.), его семье (общине) и сподвижникам”.

Ночь Бара́ат (Ляйлят аль-Бараа‎) - одна из почитаемых мусульманами ночей, отмечается в ночь с 14 на 15 число месяца Шаабан. Сегодня, с 30 апреля на 1 мая, та самая ночь.

Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение».

Считается, что именно в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммаду право заступничества (шафаат) за всех мусульман. В ночь Бараат желательно читать мольбу: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».

Заступничество будет разрешено Аллахом сделать в день Страшного суда пророкам во главе с Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего), за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай. Об этом упоминается в Коране: «В тот день не поможет [ничье] заступничество, кроме тех, кому Милостивый дал [такое] право и чьими речами он будет доволен» (20: 109). После воскрешения начнется Божий суд. Судьей на нем будет Аллах, Господь миров. Для этого ангелы соберут (хашр) всех людей на одно место (мавкиф). Люди, видя безысходность своего положения, они будут просить своих пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако, каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни, и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который заявит, что заступничество - это его право. Помимо этого пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников, а в третий раз он будет заступником для некоторых мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай.

Передаётся от ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), который сказал: «Поистине в Судный День люди коленопреклонённые, будут следовать за своими пророками, говоря: «Заступись за нас». На что они будут отвечать: «Не я для этого… Не я для этого». И так они будут ходить от пророка к пророку, до тех пор, пока не дойдут до Мухаммада, мир и благословение Аллаха всем пророкам. И он, мир ему и благословение Аллаха, скажет: «Да, я для этого, я для этого». И он заступится за них в Достохвальном месте». (аль-Бухари 1748).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: “О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно!” - и они войдут (в рай), а потом я скажу: “Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)!” »

В ночь Бараат следует читать много дуа, просить прощение у Аллаха и благодарить Его, а также читать много салаватов нашему любимому пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего). Инша Аллах проведение этой ночи подобающим образом возвысит вашу духовную степень и поможет вам в ахира.

Также совершается в ночь Бараат специальный намаз, который называется «Салятуль-Хайр» (намаз блага). По многочисленным риваятам этот намаз выстаивается в количестве ста ракатов. В каждом ракате после суры «Фатиха», десять раз читается сура «Ихлас», после второго раката воздаётся салям. Так же этот намаз можно читать по-другому. После Фатихи, сто раз читается сура Ихлас. Количество: десять ракатов. Общее число сур: тысяча Ихласов.

Хасан аль-Басри сказал: «Тридцать сахабов передали мне:» Тот, кто этой ночью выполнит добровольный намаз, Всевышний Аллах посмотрит на этого человека семьдесят раз взглядом милости. Каждый Его взгляд отстранит семьдесят проблем этого человека. Самый маленькое вознаграждение – прощение грехов» (Газали, Ихья, 1/209-210).

Также совершившему добровольный намаз Всевышний Аллах ниспошлёт сто ангелов: тридцать из которых обрадуют этого человека раем, тридцать дадут ему гарантию сохранности от мук огня, тридцать устранят мирские невзгоды, оставшиеся десять отдалят от него козни шайтана (Элмалили М. Хамди Язар, толкование Корана, 6/4293).

Фраза «это (витает) в воздухе» подразумевает общее ощущение или ожидание чего-то в ближайшем будущем или нечто, что присутствует или преобладает. Для мусульманина, который пережил месяцы Раджаб и Шаабан, присутствие Рамадана остро предчувствуется и ожидается.

Есть предвкушение и ожидание. Рамадан все ближе, с каждым днем расстояние между нами и его приходом все уменьшается. Его благословение «витает в воздухе», так же, как аромат цветов или духов пронизывает атмосферу. Чем сильнее духи, тем на большее расстояние распространяется их аромат, даже если мы находимся вдали, мы чувствуем присутствие чего-то особенного.

Тогда что же такое – этот сладкий аромат Рамадана? Он также присутствует в атмосфере, и даже более сильно. Просто наши «приемники» этого аромата работают плохо. Если наш радиоприемник плохо работает, то мы не сможем настроиться на волну определенной передачи. Если наши носовые пазухи забиты, мы не почувствуем запаха благовоний.

Когда время подходит к месяцу Шаабан, особенно к его середине, волнение благочестивых, праведных рабов Аллаха (аулия) не знает границ и пределов. Они, по сравнению с нами, остро чувствуют достоинство и величие Шаабана, поскольку он предвещает приход Рамадана, высокого и великого гостя… Они ждут благословенный Рамадан и приход Шаабана означает начало окончательного отсчета времени до его прибытия. Они полны энтузиазма и готовы встретить месяц Рамадан… Недаром, из Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до нас дошло прекрасное дуа:

«О, Аллах, благослови месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана».

Однако большинство людей относятся небрежно к месяцу Шаабан, поскольку не понимают до конца его благословений. Об этом говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Шаабан — это месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И в этом месяце поступки людей представляются перед Господом миров, так что я хочу, чтобы мои поступки были представлены Ему в тот момент, когда я держу пост».

Известно также, что в этом благословенном месяце находится ночь Бараат: Милостивый и Щедрый Аллах даровал нам эту ночь, с помощью которой нам облегчается приготовление к Рамадану.

Всевышний Аллах дает нам 15-ю ночь Шаабана как особую возможность для совершения тауба (покаяния), чтения зикра, дуа и другого ибадата. И после этого Он дает нам целый месяц, во время которого у нас есть огромное количество возможностей снискать Его довольство — Он дарует нам Рамадан, альхамдулиллях.

Еще одна аналогия пришла мне в голову: ибадат 15-ой ночи Шаабана подобен тому, как если человек хочет заново покрасить свой дом. Если человек видит, что старая краска уже шелушится и облезает, что он предпримет? Просто возьмет новую краску и нанесет свежий слой поверх старой, облезшей краски? Разумеется, нет. Он сначала очистит стены дома от старой краски, а только после этого нанесет сверху новую.

Ночь Бараат подобна этому соскабливанию старой краски. Всевышний Аллах даровал нам эту благословенную и благоприятную ночь, чтобы мы могли «соскрести старую краску» с нашей души – всю грязь злобы, жадности, гордости, гнева и других дурных качеств, которые испортили красоту нашего сердца, и вследствие которых мы потеряли яркий цвет божественной любви в нашем сердце.

Так что, если мы прервали родственные связи с кем-то из наших родственников, были непослушны и невнимательны к родителям, если употребляли что-то опьяняющее, участвовали в какой-то форме неверия или ширка, держали в сердце злобу или зависть, совершали какие-то безнравственные поступки, тогда нам предоставляется прекрасная возможность очистить сердце и украсить его любовью к Аллаху, нуром искреннего раскаяния и поминания Аллаха.

По милости Аллаха мы имеем возможность «нанести свежий слой краски» на наше сердце, чтобы заранее украсить его к Рамадану, и чтобы его красота и блеск с каждым днем увеличивались.

Всевышний Аллах даровал нам эту ночь для подготовки к предстоящему Рамадану. Большинство из нас знают о достоинствах этой ночи: это ночь прощения грехов, в эту ночь милость Всевышнего Аллаха спускается на землю. С нашей стороны нам следует максимально использовать эти прекрасные дары, совершая ибадат, делая дуа и истигфар.

Не существует каких-то определенных правил – чем нужно заниматься этой ночью. Можно провести время в различном ибадате – к какому склоняется наше сердце, будет ли это чтение Корана, зикра Аллаха, вместе с искренней тауба, обильным истигфаром и совершением дуа от чистого сердца. Можете поспать некоторое время и постарайтесь встать на намаз тахаджуд и совершать дуа.

Не стоит расстраиваться, если вы работали весь день, и у вас нет сил бодрствовать большую часть ночи — даже если вы застанете небольшую часть этой ночи, вы получите иншаАллах, ее благословение.

Независимо от того, насколько далеко мы удалились от милости Аллаха, если мы искренне обратимся к Нему, признав нашу слабость и наши грехи, то мы получим прощение по Его милости:

«О, наш возлюбленный Господь! Ты видишь нашу слабость, отсутствие сил и энергии, где мы еще найдем поддержку, как не у Тебя? Мы плачем перед Тобой, раскаиваемся и приносим Тебе искреннее покаяние. У нас нет таких сил и возможностей, какие были у сахабов, табиинов и их преемников. У нас нет сил совершать столько ибадата, зикра и столько читать Коран, как это делали праведные и благочестивые Твои рабы.

Мы очень слабы. С нашим раскаянием и признанием наших грехов мы обращаемся за Твоей помощью и поддержкой. Мы проводим большую часть жизни в ослушании Тебя и Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но в эту ночь мы обращаемся к Тебе…»

Просите у Всевышнего Аллаха полного прощения всех грехов, будь то большие или малые, где бы они ни были совершены, будь они преднамеренные или непреднамеренные. Какими бы они ни были, просите Всевышнего Аллаха о прощении всех грехов, искренне обещая не возвращаться к ним более.

Если мы совершим такого рода тауба и истигфар, иншаАллах, свет имана будет светить в наших сердцах. После этого пусть Аллах поможет нам сохранить этот свет и держаться подальше от этих грехов в будущем.

Однако если человек лишь формально совершит покаяние и продолжит совершать те же грехи на следующий день, как сможет нур остаться в его сердце? …Когда придет Рамадан, он встретит его с пустыми руками и тяжестью в сердце, и если он будет продолжать действовать в том же (грешном) направлении, он не сможет воспользоваться дождем милости и благословений Рамадана.

Пусть Всевышний Аллах дарует нам понимание и силы воплотить все это на практике в нашей жизни, с надлежащей искренностью. Пусть Аллах дарует нам все благословения Шаабана и Рамадана. Амин.

P.S. Ночь Бараат наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (в ночь с 19 апреля на 20 апреля 2019 года).