Праздник осеннего равноденствия в японии. Япония. Праздник Хризантем и День осеннего равноденствия. Приметы в День осеннего равноденствия


День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии, который, что удивительно, японцы связывают отнюдь не с уникальным астрономическим явлением, а с уходящим в глубины истории буддийским обрядовым праздником Хиган.

Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году. Точную дату дня весеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты.

Согласно «Закону о национальных праздниках» в День весеннего равноденствия вложен и соответствующий «природный» смысл: «Превозносить природу, лелеять живые существа».

У праздника Хиган, обычаи которого наполняют жизнь японцев в эти весенние дни, неизмеримо более длинная история. Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег» или же «тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души».

Дни весеннего Хигана начинаются с 17 марта, включают День весеннего равноденствия и три дня после Дня весеннего равноденствия. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья.

В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков. Предварительно убрав семейную усыпальницу, омыв каменную плиту и поставив свежие цветы, японцы заказывают молитвы и исполняют другие ритуальные почести.

Многое из буддийского понятия Хиган приобрело в Японии особый смысл, но традиция вспоминать предков остается для японцев святой на протяжении многих веков.

В дни Хигана особое отношение уделяется еде. Ритуальные кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. Меню составляется из бобов, овощей, грибов, корнеплодов, бульоны также готовятся на растительной основе. На столе обязательно присутствуют и праздничные «инари-суси», начиненные смесью вареного риса с морковью, грибами и фасолью.

Традиционные сладости весеннего Хигана – «бота-моти». Небольшие рисовые колобки (размером примерно с куриное яйцо), покрытые пастой из красных бобов, сваренной с сахаром, раскупаются в эти дни особенно охотно.

Многие действующие буддийские храмы на протяжении веков хранят особые рецепты приготовления бота-моти и только в дни весеннего Хигана выпускают небольшую партию на продажу всем желающим. Хорошо зная традиции, Японцы «охотятся» и выстаивают очереди за изысканным вкусом и необычной свежестью любимого лакомства.

По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры. Еще неделя – и бело-розовую волну цветущей сакуры уже невозможно будет остановить. И японцы от мала до велика, и живущие в Японии иностранцы, и туристы, приезжающие со всего мира взглянуть на незабываемую картину, будут шумно праздновать весну.

В сентябре в Японии есть еще один государственный праздник - день осеннего равноденствия. В 2016 году он приходится на 22 сентября. Сегодня школы и фирмы закрыты, японцы наслаждаются еще одним выходным. К этому времени в Японии проходит летняя изнуряющая жара и дневной зной. В Японии говорят «жара — до дней Хигана», и после него наступает приятный сезон «бабьего лета».

Празднование Дня осеннего равноденствия было утверждено в 1948 году «Законом о национальных праздниках Японии». Согласно этому закону, цель праздника заключается в «чествовании предков и сохранении памяти об умерших».

Поэтому хотя в календаре этот день и обозначен как День осеннего равноденствия, или на японском языке 秋分の日 (Shu-bun-no Hi), на самом деле Япония празднует не столько уникальное астрономическое явление, сколько почитает обряды буддийского праздника Хиган. Буддийское понятие «хиган» с японского языка можно перевести как «тот берег», что подразумевает под собой другой мир, куда уходят предки, и где селятся их души. Дни осеннего Хигана - это неделя, которая включает по 3 дня до и после дня осеннего равноденствия, и, конечно, сам день осеннего равноденствия.

До начала Хигана необходимо сделать тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, принести свежие цветы, приготовить и выставить ритуальные кушанья и подношения. Ритуальные кушанья готовят только вегетарианские, в соответствии с буддийским запретом убивать живое существо и употреблять мясо убитого. Основное меню состоит из бобов, овощей, грибов, бульоны также не мясные. В этот праздник к столу обязательно готовят инари-суси с начинкой из фасоли, моркови, грибов. Из сладостей обычно готовят традиционные охаги-моти. Охаги в нынешнее время стали одним из любимых десертов японцев.

Многие японцы, особенно буддисты, посещают в этот день родовые могилы. Именно поэтому в настоящее время в эти дни на улицах городов и селений Японии можно увидеть людей с цветами в руках, спешащих на кладбище, чтобы убрать могилы, возжечь курения и поклониться ушедшим.

Есть японская пословица, которая гласит "Жара и холод заканчиваются в Хиган" , то есть день осеннего равноденствия также знаменует смену сезонов, и японцы надеются, что холод зимы и жар лета отступят на время посещения могил предков.

Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное, и наступит день осеннего равноденствия, или астрономическая осень в северном полушарии и весна — в южном.

В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

Осеннее равноденствие — один из священных праздников, который почитался и торжественно отмечался с древнейших времен. Это было временем вознесения благодарностей богам за урожай и достаток, а также воздания почестей мертвым и украшения могил.

День осеннего равноденствия в Абхазии

В быту у абхазов день осеннего равноденствия отмечался своеобразным образом.

"В этот день абхазы говорят "ацәқәа анцәыббуа", время, когда на выгул с быком отпускают теленка, посчитав его достаточно большим, чтобы он пасся со взрослыми животными. Даже название месяца "цәыббра" (сентябрь) происходит именно из-за этого", — отмечает фольклорист Эсма Тодуа.

По словам Тодуа, также ко времени осеннего сбора урожая относится ритуал "снятия бутылки".

"После семейного моления, когда на стол ставили только блюда из нового урожая - мамалыгу, мясо жертвенного животного, в углу апацхи (плетеный дом-кухня у абхазов - ред.) вешали бутылку с виноградной водкой, чтобы через год на подобном же празднике открыть, а потом наполнить емкость молодым напитком", — рассказала Тодуа.

День осеннего равноденствия у кельтов

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) — фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с языческих времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая.

День осеннего равноденствия в Японии

В Японии День осеннего равноденствия считается официальным праздником и отмечается с 1878 года. Японцы в этот день празднуют не столько уникальное астрономическое явление, сколько исполняют древние обряды буддийского праздника Хиган, когда по традиции принято вспоминать умерших предков.

До начала праздника они проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальную еду и подношения.

В этот день готовятся исключительно из бобов, овощей, грибов, бульоны на растительной основе, как напоминание буддийского запрета убивать живое существо и употреблять мясо убитого. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести.

День осеннего равноденствия в Мексике

В Мексике в День осеннего равноденствия многие стараются посетить знаменитую пирамиду Кукулькан (на языке майя — "пернатый змей") в древнем городе Чичен-Ице.

Пирамида ориентирована в отношении Солнца таким образом, что именно в дни весеннего и осеннего равноденствия лучи проектируют тени платформ на край главной лестницы в виде чередующихся треугольников света и тени. По мере того как солнце опускается ниже, тень принимает все более отчетливые контуры извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе, тело тянется вдоль лестницы и у самой земли заканчивается головой. Световая иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты, и по поверьям в это время нужно оказаться на вершине и загадать желание.

День осеннего равноденствия на Руси

На Руси день осеннего равноденствия также считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день вечером между оконными рамами вставляли рябиновые кисти вместе с листьями, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. В народе верили, что сорванная в этот день ветвь рябины спасает от бессонницы и ночного удушья, которые насылает нечистая сила.

День осеннего равноденствия — начало осенней хандры

По словам врача Херсины Гулиа, день осеннего равноденствия особенно тяжело переносят метеочувствительные люди.

"Для кого-то это обычный день, а кто-то сполна испытывает на себе его влияние, оно действительно есть. Обострение хронических болезней, эмоциональное угнетение и упадок сил, слабость, повышение артериального давления и головокружение", — заметила доктор.

Херсина Гулиа отметила, что равноденствие — условное начало

"Поэтому, чтобы не дать разгуляться сезонной депрессии, стоит сегодня кардинально изменить распорядок дня. Вот такой, казалось бы, обычный день, но может изрядно испортить самочувствие", — сказала Гулиа.

В день осеннего равноденствия солнце в очередной раз пересекает небесный экватор и переходит из северного полушария в южное. 22 сентября продолжительность светового дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

Интересен тот факт, что осень и зима в северном полушарии на неделю короче, чем осенне-зимний сезон в южном полушарии: количество дней от весеннего равноденствия до осеннего равно 186, а промежуток времени от осеннего до весеннего равноденствия — 179 дней. Зимой северного полушария Земля движется вокруг небесного светила быстрее, чем зимой южного полушария. В январе земной шар проходит ближайшую к Солнцу точку орбиты — перигелий и ее линейная скорость возрастает.

Приметы в День осеннего равноденствия

  • Какая в этот день погода — такая будет и осень.
  • Если на рябине мало ягод — осень будет сухая и не дождливая.
  • Чтобы обеспечить себе богатство, нужно праздновать всю неделю.
  • Если птицы улетают стаями — ждите холодной зимы.
  • Кто увидел свадебную процессию в этот день, будет счастлив целый год.

長月 (нагацуки) 9-й лунный месяц в Японии называется - месяц хризантем .
菊 (кику) - этим иероглифом в Японии обозначается хризантема. А ещё им же - солнце. Поэтому, можно сказать, что в Японии два солнца - одно на небе, другое на земле).

23 или24 сентября Земля занимает строго вертикальное положение относительно Солнца, которое в свою очередь пересекает Небесный экватор и переходит из Северного полушария в Южный. Одновременно в этих частях света наступает астрономическая Осень (на севере) и астрономическая Весна (на юге). В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.
秋分の日 (сюбун но хи) - День осеннего равноденствия официальный праздник в Японии , который отмечается с 1878 года.


Хризантема - официальный символ Японии.

В одной японской легенде рассказывается как бог Неба Идзанаги, решил искупаться в реке на Земле. Его драгоценности, упав на землю, превратились в цветы: один браслет - в ирис, другой - в цветок лотоса, а ожерелье - в золотую хризантему.

Хризантему в Японии не просто любят - а боготворят.
9-го числа 9-го лунного месяца в Японии отмечают древний Праздник Хризантем. Люди катались на «хризантемовых лодках», пили «хризантемное вино», любовались цветущими в садах хризантемами, слагали в их честь песни и стихи. «Хризантемные стихи» писали на длинных бумажных полосах тушью с особым старанием и прикрепляли их на деревьях, чтобы ветер разнес славу о красоте хризантем по всему миру…»

Хризантема в Японии является символом солнца и любимым цветком Солнечной Богини Аматэрасу, от которой вели свой род японские императоры.

Хризантема желтого или оранжевого цвета с 16-ю лепестками - властный символ императорского дома в Японии с 12 века.

Именно тогда она была выгравирована на клинке драгоценной сабли императора, чуть позже на императорской печати и одеждах. В 1888 году был создан - «Орден хризантемы», которым за все время его существования было награждено только трое человек. В 1910 году хризантема была провозглашена национальным цветком Японии.
Официального герба у Японии нет, но обложка японского паспорта украшена хризантемой.
Хризантемы изображены также на японских монетах.

Существует специально выведенная овощная хризантема - Chrysanthemum coronarium L. Листья у нее похожи на морковные - резные, ажурные, светло-зеленого цвета. А цветки как у ромашки - с белыми или желтыми лепестками.

Цветы и листья хризантем - прекрасная еда.
Их используют в пищу для укрепления здоровья на протяжении нескольких столетий и не только в Японии. Известно, что хризантема питает не только тело, но и душу. Эти цветы противостоят дыханию осени и сединам зимы, они помогают человеку пережить суровое время, запасти и удержать жизненные силы.
В пищу используют молодые листья и цветки овощной однолетней хризантемы, которые содержат много полезных веществ. Особенно полезны молодые листья ранней весной или поздней осенью. Едят цветки и листья хризантем понемногу: этого вполне достаточно для укрепления здоровья.

Съедобные листья овощной хризантемы в Японии называются сюнгику. Они обладают интересным приятным запахом и пикантным вкусом, украшающим любое блюдо (их отваривают несколько минут, отжимают, мелко нарезают и подают с приправой). Из предварительно отваренных в подсоленной воде свежих листьев овощной хризантемы можно приготовить вкусный салат, приправу к мясу или рыбе, к пюре и сэндвичам. Они придают пикантный вкус омлету и блюдам из яиц. Их можно высушить, смолоть и использовать в сушеном виде, как полезную и приятную приправу к пище.

Лепестки - обладают чудесным запахом и примешиваются к чаю, на них настаиваются наливки и вина. Издавна у японцев, существует обычай пить настой из цветов, стеблей и листьев хризантем с рисовым отваром.

Душа отдыхает и лечится, только любуясь цветами . Хризантемы - символ радости и смеха. Считается, что хризантемы приносят счастье, успех, удачу, обладают способностью отводить болезни и несчастья. По древней традиции, на дно пиалы с саке и сегодня кладут лепесток хризантемы, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь
Японцы верят, что собранная с хризантемы роса продлевает жизнь. Тканью, смоченной в росе хризантем, японские красавицы протирали лицо, чтобы сохранить юность и красоту.

Хризантема для японцев не только магический цветок долголетия и вестница осени. Осенью приятно взглянуть в окно, увидеть багряные клёны и съесть чашку супа, в котором плавают кленовые листочки моркови (*нарезая морковь в виде кленовых листочков, повар напоминает об осени).

В японском городе Нихонмацу осенью проходит выставка кукол-нингё из живых хризантем.

Над созданием одной куклы традиционно работают несколько человек.
Образ будущей куклы создаёт художник-дизайнер - Dogu-cho. Основу кукольного тела (деревянный каркас), голову, руки и стопы куклы делает кукольник - Ningyo-shi. Далее тело куклы формирует бамбуковыми плашками и рисовой травой «Тот, Кто Покрывает Тело Хризантемами» или Kiku-shi.
Сами цветы для кукол не срезают, а выкапывают с корнями и бережно заворачивают корни во влажный мох. Внутри куклу заполняют корнями и стеблями растений, а сверху она оказывается одетой в сотни прекрасных цветов.

Хризантемы. Цветы




Праздник осеннего равноденствия (Shu-bun-no Hi) имеет в Японии двойное происхождение. С одной стороны, этот день отмечал смену сезонов, и был важен для общества с традиционным сельскозязяйственным уклоном. 23 сентября наступает знаковое астрономическое явление: день и ночь становятся равными по продолжительности, после чего осень вступает в свои права. Shu-bun-no Hi отмечается в Японии с 1878 года, а в 1948 году празднование Дня осеннего равноденствия было закреплено законодательно. Хотя точную дату определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, астрономы уже сейчас могут определенно сказать, что начиная с 2012 года День осеннего равноденствия будет приходиться на 23 сентября, а в високосные годы - на 22 сентября, и так продлится вплоть до 2044 года.

Однако, более глубокий смысл этого дня связан в Японии с буддийским обрядом Хиган поминовения предков. Именно этот обычай отражен в Законе о национальных праздниках: "Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной". Ведь само название праздника можно перевести как "другой берег", т.е. мир, где теперь находятся души усопших. Официально на праздник приходится один день, связанный с астрономическим явлением, но буддийские обряды длятся семь дней: три дня до, три дня после и один - собственно день осеннего равноденствия.

Здесь опять проявляется магическое для японцев число семь, символизирующее счастье: кроме семидневного празднования, в обрядовых действах присутствуют семь осенних растений «аки-но нанакуса»: - аги (клевер), обана (серебряная трава, мискантус), кудзу (пуэрария лопастная), надэсико (гвоздика пышная), оминаэси (японская валериана), фудзибакама (посконник прободенный), кикё (китайский колокольчик). Их не употребляют в пищу, но получают эстетическое наслаждение от созерцания. Эти осенние цветы вдохновляют впечатлительных японцев на создание произведений искусства, в это же время надевают специальные «осенние» кимоно, в рисунке которых присутствуют мотивы осенних трав.

Хиган начинается с тщательной уборки дома и домашнего алтаря и приготовления ритуальных кушаний. Еда готовится исключительно вегетарианская, в соответствии с буддийскими обычаями. Меню состоит из простой крестьянской пищи: фасоль, грибы, овощи, овощные бульоны, рисовые колобки «охаги-моти».

Поскольку праздник связан прежде всего с поклонением памяти предков, в дни осеннего Хигана японцы идут на кладбища, убирают могилы, а также заказывают молитвы в буддийских храмах.

Двойной смысл праздника заключается в поклонении прошлому (уход за могилами, домашними алтарями), обращаясь к настоящему (наслаждаться благодатными днями наступающей золотой осени).