Начало и конец месяца рабиуль авваль. С наступлением месяца рождения Пророка ﷺ! События, произошедшие в Раби-уль-авваль


Начало мусульманского летосчисления связано с одним из важнейших событий в истории Ислама – Хиджрой, то есть переселением Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. После двухнедельного путешествия, 21 сентября 622г., он вступил со своими сподвижниками в пределы Медины. Начало лунного года, то есть 2 день месяца мухаррама, совпало в том году с 16 июля. Именно с этого дня большинство исповедующих Ислам отсчитывают новую для мусульман эру – от Хиджры Посланника Аллаха. Праздники в исламе – священные месяцы, дни и ночи, которые указаны Всевышним через своего Посланника Мухаммада, мир ему благословение, как особая милость Аллаха, дарующая возможность каждому мусульманину увеличить благие деяния, чтобы преуспеть в Последней жизни.

Мусульманский лунный календарь состоит из 12 месяцев, каждый из которых длится от одного новолуния до следующего, а именно 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах - 29 дней, а в других – 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется ежегодный сдвиг мусульманского лунного календаря по отношению к солнечному календарю на 11 дней вперед.

Основные праздники в исламе – Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Ид аль-Адха) и Праздник разговения (Ураза-Байрам, Ид аль-Фитр). Особым служением отмечены священные ночи Лайлат аль-Кадр, Лайлат аль-Бара"ат, Лайлат аль-Мирадж, Лайлат аль-Рагаиб; священные дни День `Арафа, День `Ашура, священные месяцы Мухаррам, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Зуль-Хиджа.

дата событие
19 марта
1 раджаба
1-ое раджаба - Начало Раджаба
22 – 23 марта
первая пятница раджаба
Женитьба родителей Пророка Мухаммада ﷺ (Лайлат аль-Рагаиб)
13 – 14 апреля
26 – 27 раджаба
Ночь Вознесения и Небошествия Пророка Мухаммада ﷺ (Лайлат аль-Мирадж)
30 апреля – 1 мая
14 – 15 шаабана
Ночь очищения (Лайлат аль-Бара"ат)
16 мая
1 рамадана
Начало поста Рамадан
10 – 11 июня
26 – 27 рамадана
Ночь Предопределения, Ночь Величия (Лайлат аль-Кадр)
15 июня
1 шавваля
Праздник разговения (Ураза-Байрам, Ид аль-Фитр)
12 августа
1 зуль-хиджи
Начало месяца Зуль-Хиджа
20 августа
9 зуль-хиджи
День "Арафа
21 августа
10 зуль-хиджи
Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Ид аль-Адха)
11 сентября
1 мухаррама
Начало 1440 года по хиджре (Рас-ас-Сана, или День хиджры)
20 сентября
10 мухаррама
День `Ашура
19 – 20 ноября
11 – 12 раби-уль-авваля
Священная ночь Рождения Пророка Мухаммада (Мавлид ан-Наби)

Мусульманские праздники

Согласно мусульманскому календарю, 2018 год - это 1439-1440 годы по Хиджре. О важных датах мусульманского календаря рассказывает советник муфтия ДУМ РТ Булат хазрат Мубараков.

19 марта - первый день Раджаба, седьмого по счету месяца в исламском календаре. Он является одним из четырех священных месяцев в исламе. В этом месяце родились Пророки Ибрагим (Авраам), Иса (Иисус Христос). Отмечаются и другие памятные даты, а также совершается Умра (малый хадж).

По преданию, грех, совершённый в эти месяцы, многократно превышает тот, что совершён в другое время, увеличивается и воздаяние за благие поступки, совершённые в течение Раджаба. Впрочем, благие поступки нужно совершать постоянно, а не только в дни знаменательных дат.

22 марта - Ночь Рагаиб. Праздник посвящен дню бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда - Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины.

13 апреля - ночь Миградж. Эта дата знаменует путешествиея пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на небеса. По преданию, совершающий поклонение и послушание в эту ночь будет вознагражден савабом, который он мог бы получить за сто лет поклонения.

30 апреля - Ночь Бара́ат, 15 день месяца Шаабана. Одна из самых почитаемых мусульманами ночей, время отпущения грехов. Считается, что в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммеду право заступничества за всех мусульман. В эту ночь рекомендуется просить у Аллаха принять благие дела и простить грехи, а также вспоминать и желать прощения умершим мусульманам. В эту ночь изменяются судьбы людей с учетом их благочестия.

16 мая - начало месяца Рамазан. В течение Рамазана следует сдерживать свой нрав, вести себя благородно, помогать нуждающимся, стремиться улучшить жизнь общества, а также проявлять заботу по отношению к родственникам и соседям, радовать свою семью. Нужно ежедневно читать отрывок из Корана, а в период от восхода до заката солнца нельзя принимать пищу, воду.

10 июня - Ляйлат-аль-Кадр. Одна из последних ночей священного месяца, ночь могущества, мира и покоя.

15 июня - Ураза-байрам, праздник разговения. По-арабски он называется «Ид аль-Фитр». По преданию, установил его сам пророк Мухаммед в 624 году. Праздник отмечается в честь окончания поста в Рамазан. Это один из самых значимых праздников для каждого мусульманина. Он связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. В следующем году он приходится на пятницу и будет выходным днем.

20 августа - День Арафата. Посещение паломниками во время хаджа местности Арафат недалеко от Мекки, где паломники молятся у подножия.

21 августа - Курбан-байрам, праздник жертвоприношения. Главный праздник в исламе. Он начинается через 70 дней после окончания поста и длится 3 дня. В Татарстане он в следующем году приходится на вторник и является выходным праздничным днем.

22, 23, 24 августа - дни Ташрика, когда правоверные после сотворения обязательной молитвы произносят специальные слова во имя Аллаха.

20 сентября - Ашура. День, когда пророки нашли свое избавление от трудного испытания, ниспосланного Аллахом. В честь этого дня желателен двухсуточный пост.

19 ноября - Мавлид, день рождения Пророка Мухаммеда, 11-й день месяца Раби уль–Аваль. День, в который родился Пророк, является одним из самых почитаемых дней года. В этот день читают проповеди в мечетях и на домашних собраниях, раздается милостыня, творятся другие благие дела.

Примечание: каждая Пятница – Джума (день собраний) -посещение правоверными мусульманами мечети для совместноймолитвы (намаза). Это день отдыха у мусульман всего мира. Онсовпадает со многими событиями в истории исламской религии: впятницу родился Пророк Мухаммад и его двоюродный брат Али, впятницу Пророк и его сподвижники переехали из Мекки в Медину.

Месяц раби-уль-авваль один из самых значимых в мусульманском календаре, так как именно в этот благословенный месяц родился последний посланник Аллаха - пророк Мухаммад (мир ему). В этот месяц истинно верующий стремится к совершению поклонения, намереваясь обрести еще большее довольство Аллаха. Представленный ниже список является своего рода руководством данного месяца, которое с помощью Аллаха улучшит нашу жизнь и веру как в месяц раби-уль-авваль, так и после него. Посвятите этот месяц тому, что любил любимый человек Всевышнего, и тому, что приблизит Его к вам:

1. Ежедневное чтение и слушание Корана. Один из лучших способов стать ближе ко Всевышнему и Его Посланнику (мир ему) - это слова самого Всевышнего. Немного Корана в день отстраняет из вашей жизни шайтана. Начните именно сегодня. Совершенствуйте свое чтение, изучайте таджвид. Для Посланника Аллаха (мир ему) Коран имел особую значимость, ведь именно Его Аллаха выбрал в качестве того, кому были ниспосланы Его слова.

2. Изучайте жизнь Пророка Мухаммада (мир ему). Вы знали, что однажды Пророк (мир ему) пошел на празднование свадьбы и уснул. Вы знали, что волосы Пророка (мир ему) были заплетены в небольшие четыре косы. Читайте удивительную биография Посланника Всевышнего, многие факты из которой окажутся для вас новыми. Узнавайте о Его нраве, действиях, предпочтениях и действиях. Изучая сиру пророка (мир ему), вы познаете целую жизнь Посланника, которая представляет собой не только пророческую миссию, но и жизнь пророка в быту.

3. Слушайте Посланника Аллаха (мир ему). Многое в нашей жизни можно изменить слушая Пророка. Спросите себя: а слушаю ли я на самом деле слова Посланника? Слова и предписания Посланника Аллаха (мир ему) описаны в хадисах, которые ведут нас по Его пути. Читайте и изучайте Его хадисы, находите ответы в них на жизненные вопросы, применяйте их в своей жизни. Каждая из высказываний Пророка способна приводить к размышлениям и к осознанию.

4. Увеличьте восхваление Посланника Аллаха (мир ему). Совершайте как можно больше салавата, просите Аллаха даровать мир и благословение тому, благодаря которому наша религия была завершена и совершена и дошла до наших дней. В восхвалении Пророка заключено множество благословений и бараката.

5. Совершайте дагват. Призывать к исламу можно и на своем примере, применяя сунну пророка в жизни и являясь хорошим примером мусульманина. В Коране сказано: «Призывай на путь Всевышнего мудростью и доброй красивой проповедью» (16:125).

6. Навещайте близких и друзей. Родственные связи и хорошее отношение к людям очень важны в исламе. Исполняя сунну Пророка, посвятите этот месяц семье и близким. Навещайте родственников, приглашайте их в гости, угощайте вкусным и дарите подарки просто так, без повода, но с намерение довольства Всевышнего.

7. Не забывайте о тех, кому повезло меньше, чем вам. Не забывайте протягивать руку помощи нуждающимся, бездомным, бедным семьям. Совершайте благое во имя пророка (мир ему).

8. Держите пост. Постарайтесь продержать пост один или несколько дней. Пост является сунной пророка, Посланник Аллаха практиковал пост по понедельникам и четвергам. Воздержание от еды, питья и всего запретного поможет вам по другому взглянуть на многие вещи и стать ближе к Аллаху.

9. Совершайте дуа. Дуа - главное оружие верующего, посредством которого он разговаривает со Всевышнем. Просите Аллаха даровать вам и вашим близким даровать благое и сделать вас благим. Совершайте дуа за покойных и живых и дуа об укреплении уммы Пророка Мухаммада, частью которой вы являетесь.

10. Стремитесь стать ближе к Аллаху и Его посланнику (мир ему). Близость к Пророку сделает вас ближе к Аллаху. А в приближении к Посланнику заключается наше спасение.

Сайда Хайат

Месяц рабиуль-авваль (буквально «первый месяц весны» по-арабски) – третий месяц мусульманского лунного календаря – является одним из самых значительных месяцев года.

Чем же знаменит этот месяц?

По общепринятому мнению, именно в этом месяце Всевышний Аллах благословил нас рождением нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – последнего Посланника Господа, которого также называют «Печатью пророков» и «Милостью для миров».

С его приходом получила новое рождение древняя традиция единобожия, когда человек имеет возможность общаться напрямую со своим Создателем, минуя каких-либо посредников.

К моменту рождения Пророка (мир ему и благословение) весь тогдашний мир находился в упадке нравственности и религиозной жизни. Прежние религии Откровения претерпели некоторые искажения от человеческого вмешательства.

В цивилизованном мире правили империи – такие как Византийская или Персидская – где личность человека была подавлена государственной машиной и всецело зависела от произвола власть имущих.

Арабское общество, наоборот, не знало законов и порядка, в нем царило невежество и угнетение, сильные и влиятельные люди могли угнетать слабых, которым некуда было обращаться за защитой. В этом обществе не уважали женщину – в некоторых племенах новорожденных девочек даже закапывали заживо, если боялись, что не прокормят их, арабские племена враждовали друг с другом, среди них были распространены пьянство и азартные игры.

Так что с ниспосланием нового откровения у людей появилась возможность не только личных отношений с Богом, но и надежда на более гуманное и нравственное общество, где с человеком будут обращаться по справедливости.

Рождение Пророка (мир ему и благословение)

Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) увидел свет в священном городе Мекке, недалеко от Каабы, на рассвете 12 числа месяца рабиуль-авваль или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю. У арабов этот год назывался «годом слона», - поскольку в этом году Абраха, правитель Йемена, с армией боевых слонов пришел, чтобы напасть на Мекку.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) происходил из арабского рода Хашима, принадлежащего к племени курайшитов, и являлся прямым потомком пророка Исмаила, сына пророка Ибрагима (Авраама), мир им обоим. Отцом Мухаммада (мир ему и благословение) был Абдуллах ибн Абдуль-Муталлиб, (который скончался за несколько месяцев до рождения сына), а матерью – Амина бинт Вахб.

Согласно преданиям, рождение будущего Пророка (мир ему и благословение) сопровождалось многочисленными чудесами.

Передается, что вскоре после зачатия его мать Амина получила во сне известие, что у нее родится великий человек, пророк Всевышнего, которого следует назвать Мухаммад (по-арабски «Хвалимый» или «Восхваляемый»).

Амина рассказывала, что ее беременность была очень легкой, она не испытывала никакой тяжести в это время, как другие женщины.

Ибн Хиббан приводит рассказ Халимы (да будет доволен ею Аллах), кормилицы Пророка, которая передаёт от матери Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Воистину, этот мой сын особенный. Когда я носила его в утробе, я не чувствовала тяжести (которую чувствует беременные женщины). Он был очень лёгким для меня. Я не видела более благодатного ребёнка, чем он. Потом, когда я родила его, я увидела, как свет, подобный яркой звезде, вышел из меня. Он осветил для меня шеи верблюдов, находящихся в Басре, а когда роды завершились, он не лёг, как обычно ложатся дети, а положил руки на пол и поднял голову к небу».

Аиша (да будет доволен ей Аллах), супруга Посланника (мир ему и благословение), передает рассказ о том, что в год рождения Пророка в Мекке находился некий иудей, приехавший по торговым делам. В ночь его появления на свет он увидел рождение новой звезды, являющейся знаком появления на свет Посланника Аллаха. После этого он пришел на собрание курайшитов и спросил, у кого в эту ночь родился ребенок?

Ему сказали, что ребенок родился в семье Абдуллаха и Амины. Тогда он сообщил им, что это чудесный ребенок, который будет последним Пророком. На его спине есть знак пророчества – в виде родинки, покрытой волосами. По просьбе иудея люди отвели его в дом Амины, где она показала ему своего сына. Он посмотрел на мальчика и, увидев у него печать пророчества, сказал людям следующее:

«Клянусь Аллахом! Арабы удостоятся почета и достоинства благодаря этому пророчеству. О, племя курайш! Возрадуйтесь! Клянусь Аллахом, вы станете силой и могуществом, известие о котором распространится с востока до запада» (Ибн Сад, Хаким).

В других странах в эту ночь рождения Пророка (мир ему и благословение) люди также стали свидетелями необычных событий. В храмах Персии погас священный огонь, который до этого непрерывно горел 1400 лет, во дворце правителя обрушилось 14 колонн, и его трон содрогнулся.

Немусульмане о достоинства Пророка (мир ему и благословение)

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) оставил нам пример прекрасного поведения в самых разных общественных ролях – он был заботливым мужем своим женам, любящим отцом своим детям, прекрасным и верным другом, справедливым и мудрым правителем, смелым военачальником.

Миллионы людей, начиная от первых веков ислама и до наших дней, любят его больше своих родных и даже больше самих себя. Его наследие выдержало испытание временем, и его репутация остается непревзойденной.

Ислам быстро распространился за пределы Аравийского полуострова благодаря прекрасному учению и высоким моральным идеалам Пророка (мир ему и благословение). Также для тех времен было неслыханным делом, что люди других религий могли жить под защитой мусульман в исламском государстве и свободно исповедовать свою религию.

Следующие слова о Посланнике Всевышнего (мир ему и благословение) принадлежат немусульманам, на которых произвели сильное впечатление его личность и его влияние на человеческое общество:

«Я бы хотел знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я более чем уверен, что не меч завоевал исламу место в жизни в те дни… Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка, тщательное выполнение своих обязанностей, его преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».

(М. К. Ганди (1869–1948), один из руководителей национально-освободительного движения Индии).

«Если бы человеку, подобному Мухаммаду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что, в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает. Я изучал жизнь человека удивительного - его следует назвать спасителем человечества… Если какая-нибудь религия и имеет шанс властвовать в Англии и Европе следующие сто лет, то эта религия - ислам».

(Бернард Шоу (1856–1950), английский драматург).

«Я жалею, что не был твоим современником, Мухаммад! Человечество один раз увидело избранного и больше не увидит. С глубоким почтением преклоняюсь перед тобой».

(Отто фон Бисмарк (1815–1898), рейхсканцлер Германской империи)

«Пророк Мухаммад является великим правителем. Он сплотил свою общину в свете истины, и этого достаточно для почета. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».

(Лев Толстой (1828–1910), русский писатель)

Если наш любимый Пророк (мир ему и благословение) не обладал бы высокой нравственностью, как утверждают некоторые клеветники, то столь разные люди не признавали бы его высокие достоинства. В Коране Аллах свидетельствует об исключительно благородном характере нашего любимого Пророка (мир ему и благословение):

«Был для вас (о, верующие) в Посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (33:21).

Рабиуль-авваль – месяц мавлидов

По традиции мусульмане отмечают это знаменательное событие – приход в мир последнего Пророка (мир ему и благословение) – проведением особых мероприятий, которые называют мавлиды. Во время этих празднований читают сиру Пророка и хадисы, где говорится о чудесах, сопровождавших его рождение; читаются аяты Корана о достоинствах Посланника (мир ему и благословение); исполняются нашиды и во множестве произносятся салаваты (благословения на Пророка).

Мусульмане первых веков никак не выделяли этот месяц среди прочих. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) и память о его присутствии в мире была жива в мусульманской общине. Однако, со временем мусульмане – особенно простые люди – стали забывать подробности его жизни и его учение, и чтобы возродить знание об этом, мусульманские правители и ученые сочли необходимым проведение в этом месяце особых мероприятий.

Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (9-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина , правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.

Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их «бид’а хасана» - хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

Под конец хотелось бы напомнить нашим читателям: радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение) не должна ограничиваться только проведением праздничных мероприятий. Любовь к Пророку (мир ему и благословение) не должна быть единовременной, мы должны проявлять ее на протяжении всего года – и не только словами, но, прежде всего, нашими делами и поступками.

Подобно ему, стараться проявлять мягкость и доброжелательность в отношении других людей, быть такими же терпеливыми в трудностях, твердыми в вере, усердными в поклонении, избавляться от гнева, раздражения, злословия, грубости, лени.

Вот тогда мы действительно станем лучшей общиной – какой нас хотел видеть Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и будем достойными продолжателями его дела. И да поможет нам в этом Аллах.

Анна (Муслима) Кобулова

Каждый из нас знает, что Рабиуль Аваль – это месяц, в который появился на этой Земле Пророк Мухаммад ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Конечно же, это для нас большая радость, что мы являемся из его уммы, знаем то, с чем он к нам пришёл и чему научил, объясняя нам религию Всевышнего Аллаха. Многие из нас празднуют наступление этого месяца мавлидами или чтением рассказов о нашем Пророке ﷺ , о его жизнеописании, о том, к чему он стремился, о его качествах и т. д. Это всё, конечно же, похвально.

Мы должны стараться каждый день говорить о Посланнике Аллаха ﷺ и заботиться о том, чтобы наши дети знали что-нибудь о Мухаммаде ﷺ .

وَكُلّا نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ

(سورة هود: الآية 120 )

«Мы рассказываем тебе повествования о посланниках, которые были до тебя, чтобы укрепить этими рассказами твоё сердце », – говорит Всевышний Аллах нашему Пророку ﷺ . Далее в аяте говорится: «И чтобы было увещеванием и напоминанием для верующих людей ».

Воистину, когда мы вспоминаем пророков, которые были до нас, включая и нашего Пророка ﷺ , или же простых благодетелей, на нас ниспосылается милость Всевышнего Аллаха, и, хвала Всевышнему Аллаху, наш иман увеличивается. Пророк ﷺ был ниспослан ко всему человечеству.

Когда ему было тяжело, Всевышний Аллах сказал ему: «Мы рассказываем тебе повествования предыдущих пророков, чтобы укрепить твоё сердце ». Когда у самого Пророка ﷺ увеличивалась убеждённость после того, как он слышал рассказы предыдущих пророков, какое же состояние будет у нас, когда мы будем слушать рассказы о нашем Пророке ﷺ , который является лучшим из пророков, печатью всех пророков, о том, к чему призывали качества Пророка ﷺ , как он относился к людям! Он был ниспослан как милость не только к мусульманам, но и к (мунафикам) и неверным (кяфирам).

Не следует ограничиваться слушанием мавлидов и рассказов о Пророке ﷺ , мы должны извлечь из этого урок и самим следовать за ним, и тогда будет польза от отмечания пришествия на эту землю Пророка Мухаммада ﷺ .

إنما يزداد اليقين على اليقين باستماع القصص الأنبياء والأمم السافلة

В толкованиях (тафсирах) Корана говорится: «Слушайте повествования пророков и предыдущих умматов – этим увеличивается наше убеждение [по сравнению с тем, что] было до этого ».

Некоторые учёные говорят:

حكايات الصالحين جند من جنود الله

«Рассказы о благодетелях – это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха ». Это означает, что когда нам рассказывают о Пророке ﷺ , как он жил, или же мы слушаем рассказы о простых хороших людях, которые следовали за Пророком ﷺ , у каждого из нас в сердце появляется стыд за неправедную жизнь и мы стараемся уподобляться этим людям. Поэтому учёные говорят, что это одно из многочисленных войск Всевышнего Аллаха. Также учёные говорят:

ما رأيت للقلب أنفع من ذكر الصالحين

«Я не видел более полезного для сердца человека, чем поминание благодетелей ». Этим, как мы говорили, у нас появляется стыд, и после этого мы становимся активными по отношению к нашей религии. И знания о нашем Пророке ﷺ являются частью нашей религии, потому что шахадат состоит из двух частей:

Уверование во и уверование в ﷺ .

И мы не должны быть из числа тех людей, о которых Всевышний сказал:

﴿أَمْ لَمْ يَعْرِفُوا رَسُولَهُمْ﴾

(سورة المؤمنون: الآية 69 )

«Или же они не опознали своего Пророка », – сказал Всевышний, обращаясь к мекканцам, которые знали Пророка ﷺ как доверенного человека, но, когда он пришёл с пророчеством, люди отступили от него. Чтобы мы не оказались из числа таких людей, нам следует изучить религию нашего Пророка ﷺ , как он жил, каковы были его качества.

В Священном Коране Аллах говорит:

﴿قُلْ إِنَّمَا أَعِظُكُمْ بِوَاحِدَةٍ أَنْ تَقُومُوا لِلَّهِ مَثْنَى وَفُرَادَى ثُمَّ تَتَفَكَّرُوا مَا بِصَاحِبِكُمْ مِنْ جِنَّةٍ﴾

(سورة سبأ: الآية 46 )

«О Мухаммад ﷺ , ты скажи: я призываю вас только к одному – встаньте ради Всевышнего Аллаха по двое и по одному, а потом задумайтесь, что ваш собрат (т. е. Мухаммад ﷺ ) не является одержимым джиннами », а Пророк ﷺ является тем, кто нас увещевал о грядущем наказании в Судном дне, если мы за ним не последуем. И те собрания, которые мы проводим, будь это в мечетях или в домах у каждого, где мы рассказываем о жизни Пророка ﷺ , о его мудростях и религии, – это всё является похвальным делом, и то, что обязывает нас, чтобы мы знали историю нашего Пророка ﷺ .

وَمَا كَانَ اللهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنْتَ فِيهِمْ

(سورة الأنفال: الآية 33 )

«Аллах не станет наказывать и подвергать их мучениям, когда ты находишься среди них ». Этот аят был по отношению к тем, среди которых был Пророк ﷺ . А что касается нас, которые не застали Пророка ﷺ и которые находятся в другом времени, то смысл этого аята по отношению к нам будет таков: пока сунна Пророка ﷺ действует и привита нам в жизнь, когда мы женимся и воспитываем своих детей, когда зарабатываем и расходуем своё имущество, и в радости и в печали, если мы во всём используем сунну нашего Пророка ﷺ , то мы будем в сохранности от наказания Всевышнего Аллаха, это наше спасение.

Нужно любить нашего Пророка ﷺ , уважать и рассказывать о нём своей семье. Если же будем мучить людей и от нас будет исходить зло, будем убивать и проливать кровь и этим будем нарушать уважение людей между собой, тогда Всевышний будет направлять на нас войско неверных, которые будут оккупировать наши земли и притеснять мусульман. Это всё происходит тогда, когда мы не следуем за сунной нашего Пророка ﷺ .

Восхваление Пророка ﷺ – хорошее дело, но если мы не будем извлекать из этого урок, то будем подобны тому человеку, у которого есть отец-алим, а сам сын не умеет ни читать, ни писать. Сколько бы такой сын ни хвалил отца, говоря, что он учёный, знаток религии, сам сын читать и писать не научится, пока он не последует за отцом, приобретая знания.

Не стоит ограничиваться празднованием мавлида только в день рождения Пророка ﷺ , нам следует праздновать его каждый день из нашей жизни, круглый год. Нужно встречать этот месяц рассказами о Пророке ﷺ , тем самым увеличивая знания о нём, чтобы мы не оказались из тех, кто не знает своего Пророка ﷺ . Поминанием благодетелей увеличивается милость Всевышнего Аллаха; когда мы будем упоминать лучшего из людей, Пророка Мухаммада ﷺ , любой собрание (маджлис) станет благодатным (баракатным). А что касается тех мест, в которых не упоминаются Аллах и Пророк Мухаммад ﷺ , такое место становится мрачным, несёт в себе только пустоту, в этом месте не будет человеку никакой пользы. И когда мы идём в гости или к нам приходят гости, нужно постараться не говорить лишнее, а говорить только о хорошем и поминать Всевышнего Аллаха.

В хадисе Пророка ﷺ говорится:

"مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ اللهَ فِيهِ إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْلِ جِيفَةِ حِمَارٍ وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةً "

(رواه أبو داود )

«Любой народ, который покидает маджлис, в котором люди не поминали Всевышнего Аллаха, подобен тем, кто покидает маджлис, в котором находилась мертвечина осла, и они получают горе, печаль и тоску в сердце », – говорит Посланник Аллаха ﷺ . Поэтому любой маджлис следует проводить в или же чтением салавата на Пророка Мухаммада ﷺ .

В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Любой народ, который соберётся в мечети, где будут читать книгу Всевышнего Аллаха и обучать ею друг друга, – на этих людей будет ниспосылаться духовное спокойствие, этих людей Всевышний будет покрывать Своей милостью, и ангелы будут окружать этих людей, и Всевышний Аллах будет об этих людях говорить среди тех, кто рядом со Всевышним Аллахом ».

Всевышний Аллах говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

(سورة الأحزاب: الآية 21 )

«Посланник Аллаха ﷺ является образцовым примером для тех, кто возлагает свои надежды на Всевышнего Аллаха, и верит в Судный день, и поминает Всевышнего многократн о». Т. е. Аллах для нас примером и образцом сделал Пророка Мухаммада ﷺ . Мы же знаем, что у людей, живущих ради мирского (дунья), образцом является кто угодно, но не Пророк ﷺ . Они могут уподобляться какому-то актёру или человеку, который за свою жизнь ни одного хорошего поступка не совершил. Уподобление этим людям встречается в причёске, в одежде и во многом другом. Но живущие ради дунья не стараются уподобиться Пророку ﷺ . Помните: образцом для нас Аллах сделал Посланника Аллаха ﷺ .

Если же мы не будем знать нашего Пророка ﷺ , то как мы будем уподобляться ему, как мы будем следовать его наставлениям?

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

(سورة الحشر: الآية 7 )

«Берите же то, что дал вам Пророк ﷺ , и сторонитесь того, от чего он вас предостерегал ». То, что он нам принёс, это наша религия, и для нас это большая благодать, которой Аллах нас наделил. Любой из нас должен стараться каждый вечер спрашивать своих детей, что они знают о Посланнике Аллаха ﷺ , чему они обучились в медресе, что они знают о религии Пророка ﷺ ; таковых, к сожалению, среди нас немного.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

قَالَ الَّذِينَ يُرِيدُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا يَا لَيْتَ لَنَا مِثْلَ مَا أُوتِيَ قَارُونُ إِنَّهُ لَذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

(سورة القصص: الآية 79 )

Когда Карун вышел к народу во всём великолепии, которое у него было, тогда люди, жаждущие мирского наслаждения, сказали: «О, если бы у нас было то, что находится у Каруна! Воистину, у него великий удел! » Т. е. те люди, которые живут только ради этого мира и которые забыли про Ахират (потусторонний мир), пожелали те блага, которые были у Каруна. Но далее в аяте Аллах говорит:

قَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا

(سورة القصص: الآية 80 )

«И сказали те, которым Аллах даровал знания: горе вам (тем, кто восхвалял имущество Каруна), награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершает благие поступки ». Мы ни в коем случае не должны следовать за людьми дунья, а должны следовать за Пророком ﷺ , за истинными алимами, учёными, которые следуют за Пророком ﷺ . И с помощью такого следования Всевышний нас одарит тем, что мы ожидаем.

Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

"مَنْ تَوَاضَعَ لِغَنِيٍّ لِأَجْلِ غِنَاهُ ذَهَبَ ثُلُثَا دِينِهِ "

(رواه البيهقي )

«Если кто-то служит богатому человеку из-за его богатства, то 2/3 его религии уходит ». Многие из нас не различают, является человек мусульманином или нет, если у этого человека есть богатство, то он прав. Так нельзя поступать, уважаемые братья.

В Священном Коране Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

(سورة التوبة: الآية 119 )

«О те, кто уверовали, бойтесь Аллаха и будьте вместе с праведными людьми ». Если же мы не можем найти праведных людей, то должны хотя бы изучить жизнеописание нашего Пророка ﷺ и следовать за ним».

Всевышний Аллах одарил нашего Пророка ﷺ благодатью, о которой Он говорит:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللهِ لِنْتَ لَهُمْ

(سورة آل عمران: الآية 159 )

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к твоим сподвижникам ».

وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

(سورة آل عمران: الآية 159 )

«Если бы ты был грубым и жестоким по отношению к ним, то они непременно покинули бы тебя ». Таким образом, всё, что принёс Пророк Мухаммад ﷺ , он оставил нам в наследство, и мы должны придерживаться этого.

Есть такие люди, которые говорят, что не стоит чересчур проявлять радость по поводу наступления дня, в котором появился на свет Пророк ﷺ . Как же нам не проявлять радость, если до прихода нашего Пророка ﷺ на этот свет люди совершали такие поступки, о которых говорить даже неприятно?

Один из сподвижников рассказал свою историю до принятия Ислама: «Моя жена родила девочку, и я нехотя оставил её в живых. Когда она выросла и стала девушкой, к ней стали приходить свататься, тогда меня охватила ревность и ярость. Тогда я сказал своей жене: «Одень её красиво и укрась её, я хочу с ней выйти ». Жена спросила: «Что ты хочешь сделать? » – я ответил, что хочу вместе с ней навестить своих родственников. Тогда она взяла с меня обещание, что я не причиню ей никакого вреда. Когда мы отправились, по пути мы увидели колодец. Я посмотрел в этот глубокий колодец, и дочь тоже посмотрела вместе со мной. Тогда дочь почувствовала что-то неладное и стала просить меня не нарушать обещание, данное матери. Увидев её плачущее лицо, я почувствовал жалость к ней, но, когда я снова взглянул на дно колодца, меня опять охватила ярость. Тогда я схватил её и бросил в колодец головой вниз. Я слышал, как она молила о помощи, пока не умерла».

Вот такие люди были до Ислама . Как же мы не будем радоваться за Пророка Мухаммада ﷺ , с приходом которого прекратились такие жестокие поступки и который наставил людей на истинный путь! До прихода Ислама мужчина мог взять в жёны двух сестёр одновременно, или сын мог жениться на жене своего отца, когда отец разводился с ней. С приходом Пророка ﷺ это тоже прекратилось. До Ислама брак был нескольких видов:

такой брак, как у нас: отец выдаёт свою дочь;

– когда у жены прекращалась менструация, муж ей говорил: отправляйся к кому-нибудь и забеременей от него; если же она беременела, то муж возвращал её обратно к себе;

женщина совокуплялась с 10 мужчинами и беременела, и она выбирала себе мужа из этих 10 мужчин;

прелюбодейка устанавливала знамя на свой дом, и любой мужчина мог прийти к ней; когда она рожала ребёнка, гадалка приходила к ней и решала: кто будет отцом ребёнка .

Было очень много мерзких поступков до Ислама. И с приходом Пророка Мухаммада ﷺ все эти поступки прекратились. Как же мы не можем радоваться его появлению на этом свете!

Когда у Посланника Аллаха ﷺ спросили насчёт поста в понедельник, Пророк ﷺ ответил: «Потому что я родился в этот день ». Поэтому нам желательно поститься в этот день, проявляя уважение к Пророку ﷺ .

Некоторые люди говорят, что мы восхваляем нашего Пророка ﷺ выше его степени. Посланник Аллаха ﷺ в хадисе говорит:

"لَا تَطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ "

(رواه البخاري )

«Вы не возвышайте меня так, как возвысили христиане Ису (мир ему), сына Марьям ». Какой же смысл этого хадиса? Ибн Хаджар Аль Аскаляни в книге «Фатхуль Бари », толкуя этот хадис, говорит, что нельзя Пророка ﷺ возвышать так, как возвысили христиане Ису (мир ему). Они называют Ису (мир ему) сыном Божьим, а разве мы так возвышаем нашего Пророка ﷺ ? Конечно же, нет.

Дорогие друзья, мы должны проявлять радость тому, что мы находимся в религии нашего Пророка ﷺ .

Абдулла Магомедов

Как начали праздновать Маулид на-Наби?

Первым, кто начал праздновать Мавлид ан-Наби – День рождение пророка Мухамммада, мир ему и благословение, был правитель Ирбиля, что в Иордании. Это произошло в начале VII века Хиджры. Правитель Ирбиля Абу Са‘ид Каукабри ибн Зайнуддин ‘Али ибн Бактакин был Богобоязненным теологом. Также он известен тем, что построил мечеть «Аль-Джами‘у Аль-Музаффари» на склоне горы Касийюн. А за особую храбрость правителя Ирбиля прозвали Музаффаром – Победителем.

Ибн Касир в книге «Начало и Конец» рассказывал о правителе Музаффаре, что каждый год в месяце Раби‘уль-Аууаль он праздновал Маулид. По словам Ибн Касира король был щедрым и справедливым правителем. Далее Ибн Касир пишет, что шейх Абуль-Хаттаб ибн Дихья , живший во время правления этого короля, написал книгу о рождении Пророка, мир Ему, которую назвал «Ат-Тануир фи Маулид аль-башир ан-назир» («Освещение рождения Пророка, мир Ему») и прочитал ее королю Музаффару, а затем вручил ему в качестве дара. За этот свой благочестивый труд Ибн Дихья был награжден правителем тысячью динаров. Король поддержал распространение этой книги и оказал свою помощь в этом. Король Музаффар принял участие в освобождении города ‘Акка, захваченного во время «крестового похода» в 630 году Хиджры.

Известно, что король Ирбиля был честным и справедливым правителем. Внук известного теолога Ибн Аль-Джаузий в книге «Зеркало времени» писал, что с целью проведения Маулида король Ирбиля приглашал авторитетных Исламских теологов и суфиев, хорошо разбирающихся в хадисах.

События, произошедшие в Раби-уль-авваль

Мусульманский портал Ислам.ру собрал события, которые произошли в месяце Раби уль-авваль.

  1. Пророк совершил переезд из Мекки в Медину.
  2. Во втором году по Хиджре произошла битва Буваат.
  3. Во втором году по Хиджре произошла битва Сафьян.
  4. 6 лет до пророчества Мухаммада (мир ему) родилась дочь Абу Бакра Асма.
  5. 7 лет до пророчества Мухаммада (мир ему) родилась Его дочь Саййида Руккаййа.
  6. Хазрат Абу Бакр Сиддик был объявлен первым халифом.
  7. Умм-Кульсум вышла замуж за третьего халифа Саййидина Усман Гани Зунну.
  8. В 10 году по Хиджре Пророк Мухаммад (мир ему) покинул этот мир. Это особенный месяц, полный благословений Всевышнего, среди которых рождение Посланника, его хиджра в Медину, построение первой мечети.

Кроме того, Раби-уль-авваль знаменателен тем, что именно в этот месяц был прочитан первый джума намаз. Священный 12-й день месяца Раби-уль-авваль особенно важен для мусульман всего мира, так как в этот день родился тот, кто повел человечество из тьмы к свету, и тот, о ком Аллах сказал «благословение всем мирам».

Как празднуют Маулид ан-Наби?

Маулид ан-Наби празднуется с большой приверженностью, трепетом и почтением. Этот день еще одна возможность для мусульман отвлечься от мирского и задуматься о главном, о Всевышнем, который благословил мир Своим последним посланником, о том, каким бы был мир без Него, о том, кто завершил нашу священную религию ислам, размышлять над жизнью Пророка, мир ему и благословение Всевышнего и предписаниями, которые он заповедовал. Этот день – напоминание для верующих о возрождении ценностей, практикуемых пророком, и его сунны (мир ему). Пророк стал благословением, и все, что с ним связано, является благим. Этот день приближает нас к учениям ислама и образу жизни Пророка. Месяц Раби уль-Авваль призывает мусульман помнить благословения Посланника и наполняет сердца любовью к Пророку.

Однажды известного теолога Аль-Хафиза Ас-Суютый спросили: «Как следует отмечать Маулид в месяце Раби‘уль-Аууаль? Как относится к этому Шари‘ат? Есть ли сауаб (вознаграждение от Аллаhа) за это или нет? » Ученый дал ответы на них в своей статье «Добрые намерения при праздновании Маулида»: «При проведении Маулида собираются люди, читают Кур`ан, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, также – готовится угощение ».